О предпринимательстве

Должностные обязанности бизнес-аналитика включают написание множества документов, в том числе напоминающих “бизнес план”. Причем не просто написание, но и обоснование с помощью графиков, диаграмм, таблиц, схем, калькуляций. Безусловно, проектная документация не тоже самое, что идеи для нового бизнеса, но всё же определенное сходство не будет притянутым за уши.
Естественно, сфера деятельности влияет на людей (да и выбор профессии в определенной мере зависит от внутренних склонностей). Потому мой взгляд на предпринимательство в последние лет восемь неизбежно использует призму (или иные “оптические приборы”) бизнес-анализа.

Днями задумался, насколько отличаются предприниматели от остальных, включая болтающихся где-то рядом с бизнесом.

Если бы мне предложили вложиться в фирму, которая придумала новый алгоритм для поиска данных в интернете, или не вложиться, а просто оценить шансы, я бы первым делом спросил, а собственно в чем бизнес, каким образом собираются генерировать пусть не прибыль, но хоть какой-то доход? Чтобы мне ответили Брин и Пейдж или их новая реинкарнация? Ничего, стать лучшими в своей нише, а потом придумать, как получать доход. Пардон, я бы на такое не купился.

Или сайт, где можно загрузить домашнее видео и дать возможность увидеть его всем, – на мой взгляд это способ потратить деньги на серверы, трафик и поддержку, но не способ заработать. Тоже самое с социальной сетью хоть на 144 знака, хоть на неограниченное число.

Дело не в моем страхе перед неизвестностью и риском (11 лет работать как внешний, независимый консультант без принятия риска и неопределенности в жизни невозможно, избегающие риска в этом качестве долго не задерживаются), но в рациональности и практичности. Найти или не найти новый контракт – одна форма неопределенности, в коей куда больше зависит от меня, где я знаю в общем и целом,что именно нужно заказчику, в чем состоит работа и проект. С другой стороны есть совсем иная форма неопределенности – удовлетворить неизвестные потребности неизвестных мне людей, да еще и попутно получить больше денег, чем затратил. Предприниматель готов ринуться в бой неизвестно с кем и за не определенную награду, наемный работник – только за известную, а независимый консультант – известно с кем, за в общем очерченную награду.

Второй момент – авторские амбиции. Наиболее успешные предприниматели не являются авторами наиболее интересных бизнес-идей. Конкретные,обеспечивающие прорыв или приносящие миллионы и миллиарды идеи сформулировал кто-то неизвестный в их фирме, они сами согласились с ними и получили всю славу. Авторское тщеславие для предпринимателя смертельно вредно. Дело не в том, кто первый придумал, а кто предложил наиболее удобное для потребителей решение.

Инноваций вообще не так много нужно, куда полезнее – найти применение инновациям в той сфере, где пока не получается достаточно прибыли (или вовсе – одни расходы). Чтобы быть не первым, но лучшим.

И тут мы приходим к вполне самурайскому подходу, характерному для предпринимателей: они готовы проиграть, потерять всё, потому у них есть шанс и выиграть очень много. Консультант-контрактник рискует не быть нанятым или быть досрочно уволенным, но максимум его потерь – недополученная прибыль, наемный работник рискует быть нанятым фирмой, которая разорится, т.е. его личные потери ничтожны (если производство перенесут за моря или вообще его специализация перестанет быть востребованной – совсем другая история).
В дзенских историях про мастеров меча вся мораль – чтобы тебя боялись враги, не просто будь готов погибнуть, но активно ищи смерть. В бизнесе, как выясняется, тоже самое.

Магическое мышление и авантюризм явно должны помогать предпринимателю, но они же и должны мешать. И по сути вера в сказку или мания величия в среднем должны вредить больше, чем помогать. Скорее всего так оно и есть, но мы же не производим анализ вообще всех предпринимателей, мы смотрим только на самых успешных, коим помогли в большей мере обстоятельства, чем логика: из сотни разных социальных сетей или сетей магазинов одна всегда будет самой успешной/популярной/прибыльной. Просто потому что все не могут быть одинаково популярны. И заранее не известно, предприниматель удачно поставил на некие характеристики изначально, т.е. имел правильный расчет, стратегию, или случайно попал на золотую жилу, т.к. или предпочтения публики изменились, или обнаружилось что-то, на что прежде не обращали внимание.

Потому предпринимательство можно свести к настойчивости в новых попытках, вопреки всем прошлым неудачам, и умению подбирать людей, которые будут и работать хорошо, и думать, как улучшить то, что делают.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третьей", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задумываться над проблемами вместо того, чтобы радостно получить от кого-то лёгкий для понимания однозначный ответ, толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.