Возможно, тому причиной легкая влюбленность (безнадежный, судя по всему, вариант), но как бы то ни было, вместо non-fiction аудиокниг на английском я пару недель назад перешел на русскую поэзию. После Мандельштама не пошел Петрарка, зато я оказался на одной волне с Пастернаком. Что лично меня немного удивило, т.к. он не из моих любимых поэтов. И сейчас у меня словно обсессия по поводу “Зимней ночи“:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Прочитав найденные разборы стихотворения, был удивлен своим полнейшим несовпадением с критиками. Впрочем большинство рецензий школьные, но есть и серьезные, как эта. И всё равно я чувствую себя дикарем и маньяком…
Я готов согласиться с интерпретацией визуальных образов, но к картинкам у меня добавляется фрейдистская интерпретация.
Как летом роем мошкора
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на столе
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Свеча – фаллический символ, более того, символ творческой сублимации либидо – в свет, нечто духовное, позволяющее другим больше увидеть в окружающем мире. Мало того, свеча – еще и символ культуры: для чтения, письма, для обращенья к Богу.
Метель – не только дикие силы природы и холода, но и непредсказуемость подсознательных желаний, то непонятное, непостижимое, чем для мужчины является женщина.
Не только мужчина женщине может вскружить голову, но и наоборот. И вот метель встречи с Ивинской затуманила, запорошила картинами и желаниями сознание поэта.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Представьте: свеча горит на столе… Каким образом тени от ног могли оказаться на потолке? Люди или танцевали на столе, или ноги были в воздухе над свечой. В танец на столе верится с трудом, а вот в секс на столе – запросто.
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
Чтобы воск капал на платье, нужно положить платье ниже свечки, а последнюю – трясти, иначе воск будет просто стекать по свече на подсвечник.
Трясущийся стол – еще один довод в пользу поэтического описания соития.
Да, чтобы башмачки не увели в сторону детей, воспоминаний и т.п., замечу, что у Ивинской была очень маленькая ножка (35 размера).
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Наслаждение с очень любимой женщиной, коей очарован и беспредельно восхищен, может быть похоже на потерю себя – хоть в мраке, хоть в снежной мгле… Время перестает течь, мгновение останавливается, где-то в реальности идут часы, горят свечи, но на часы в такие моменты смотреть постыдно, а вот горящая свеча, как метафора кратковременности жизни и освещающей мир страсти, куда как подходит.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Любимая женщина кажется ангелом… Ангелы бесполы, а тут… И сравнение с ангелом с белыми крыльями облагораживает происходящее, делает соитие менее телесным, более духовным. Словно бы не тела соединились, а души.
Молодая женщина не только древне-еврейским царям казалась способной раскочегарить жар сердца стареющего мужчины. Ее желание перемешивалось с его и усиливало либидо. Он, видимо, приятно удивлялся сам себе. Или, по крайней мере, убеждал себя в том.
Она на столе, ее ноги в воздухе, он стоит над ней, их сцепившиеся руки взмахивают крыльями при каждом движении тел навстречу друг другу. Сбоку стоит свеча, и когда он в пароксизме страсти отрывает взгляд от любимой, он видит игру теней на стене… Театр теней напоминает о молодости. Как и фантастическая яркость влюбленности.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
В общем получается, что пока страсть не притупилась, поэт овладевал молодой подругой на столе… Ему казалось, часто (“то и дело”), что казалось ей, мы не узнаем (вряд ли в своих воспоминаниях она была настолько откровенна).
Любовь отличается от влюбленности продолжительностью, но безотносительно физиологической близости, чувство, дошедшее до выражения в стихах, нельзя не назвать любовью. Особенно, если поэзия родилась после снятия сексуального напряжения.