В этом году отмечается 200-летие со дня рождения Фредерика Шопена. И хотя родился великий польский композитор 22 февраля или 1 марта, первый концерт посвященный юбилею отдел культуры польского консульства в Торонто организовал только сейчас.
Выбирая между концертом канадца Леонарда Гилберта, вышедшего в финал последнего конкурса Шопена в Варшаве (пройдет в октябре), и концертом в консульстве поддался любопытству – в залах факультета музыки университета Торонто я был много раз, а вот посмотреть на польскую недвижимость в городе было интересно 🙂
Здание консульства Одна из комнат
Не знаю, кому в голову пришла гениальная идея посадить слушателей во дворе, тогда как рояль остался внутри
Здесь играл пианист Вот тут сидела публика
Динамики и прочую аппаратуру я фотографировать не стал, но качество звука было отменным.
Публика была в основном польско-язычная, хотя информация о концерте (тем более бесплатном! :)) была и в англоязычных источниках.
Я подумал было, что поляки похожи на нас, но увидел отличия – они не так быстро "опрощаются" как эмиграция из бывшего Союза. Мыслями по сему поводу поделюсь отдельно 🙂
Валентина Игошина исполняет "Ноктюрн в ре-минор"
На самом деле программа началась с До-мажорного Этюда, но я не нашел устроившей меня записи. Потому первый видео-клип – второе произвучавшее произведение.
Польский пианист Адам Жукиевич получил недавно звание магистра в университете Индианы и начал учиться в аспирантуре в университете Торонто (упоминавшаяся альтернатива – Леонард Гильберт – как раз учится в университете Индианы). Никаких особых заслуг у Жукиевича нет (этим летом дошел до финала конкурса в Сан-Пауло), но играет он Шопена не хуже всех известных исполнителей, чьи клипы представлены в данном отчете 🙂
Можно было смотреть на консульство Или на деревья, обрамляюшие его территорию
Музыка Шопена совершенно фантастически звучит на природе, обогащаясь и обогащая происходящее.
Кристиан Цимерман "Балада #3. опус 47"
Не могу удержаться от пары баек по ходу: в конце 2001 года в НЙ аэропорту специально-сделанный концертный рояль Цимермана был уничтожен "бдительными" пограничниками, т.к. клей для собак пах как взрывчатка. В 2006 Цимерман обещал больше не выступать в США, пока Буш будет у власти, а в 2009 вообще пообещал отказаться от визитов в Штаты из-за позиции последних в отношении Польши (очень путанное сообщение, но видно, что товарищ – левый "борец за мир")
Однако вернемся к концерту. Расположенный на соседнем участке (скромненький такой – метров 15 на 30, с видом на озеро) и шумновато бивший фонтан к моему удивлению не мешал, а органично вплетался в музыку, напоминая журчание ручья, вернее, маленьких порожков по ходу потока.
Не менее естественно вливались в музыку стрекотавшие в траве кузнечики, чирикающие на деревьях птицы… Только жужжание самолета, пролетевшего довольно низко над нами 7 раз, здорово мешало 😦
Гуси на озере, вместе с не попавшими в кадр чайками, как могли помогали исполнению
Валентина Лисица "Этюд опус 10 #4"
Перечислять или включать все, прозвучавшие сегодня произведения, смысла нет – десяток небольших вещиц Шопена отражал выбор музыканта, но при этом был весьма стандартен.
Важнее необычное обрамление концерта. Это было поистине гениaльное решение!
Я не рискну заявить, что любую музыку можно исполнять на природе, но Шопена можно. 🙂