“Ифигения в Авлиде”, или Бремя социальных ролей

Субботним днем ходил на еще один спектакль, показанный в рамках фестиваля независимого театра "Summerworks" – "Ифигения в Авлиде" (Iphigenia at Aulis). Пошел, потому что древнегреческую классику пропускать глупо, ну и критики довольно высоко оценили.

Выяснилось, что с некоторыми критиками я не схожусь ну совсем: бездарная до непрофессионализма игра исполнителей 4 главных ролей – Агамемнона, Менелая, Ахилла и Клитемнестры, посредственная игра Ифигении, откровенно халтурная постановка (альтернативой будет идиотизм режиссера, его неспособность не только думать, но даже читать не вчера появившиеся источники!).
Художник-постановщик ограничился тем, что замазал низ брюк актеров черным сапожным кремом и поставил на сцену шесть, сверху побеленых пней 😦

На этом разговор о спектакле можно закончить и перейти к гениальной пьесе Еврипида.

Желающие освежить память могут, как я, обратиться к переводу Анненского 🙂

Для тех, у кого нет времени и желания краткий пересказ: Парис соблазнил Елену и увез ее в Трою; связанные клятвой бывшие женихи Елены должны помогать обиженному мужу. Войско собралось в Авлиде, но не могло отплыть из-за отсутствия ветра. Прорицатель Калхант сказал, что нужно принести жертву Артемиде – дочь Агамемнона Ифигению. Одиссей сообщил Клитемнестре и Ифигении, что последнюю хочет взять в жены Ахилл, Ифигения приезжает в лагерь, где узнает страшную правду. Во время жертвоприношения богиня переносит Ифигению в другое место, а на алтаре появляется лань.

Герой первый – Агамемнон. В самом начале трагедии он пытается сыграть роль отца и предотвратить убийство дочери, именно как отец он спорит с Менелаем. И в побеждает. Увы, не эта роль льстит его самолюбию, но роль вождя греков.
Почему избрали вождем Агамемнона? С одной стороны, не был женихом, т.е. не вынужденное участие, а с другой, брат пострадавшего, т.е. мотивирован.
Именно по этой причине должна быть пренесена в жертву Ифигения – как дочь вождя, ибо тот, кто не страдал сам, не может оценить страдания других.

Войдя в роль вождя греческого войска, Агамемнон не выходит из этой роли до конца – приезд жены и дочери не выводит его из этой игры, царь Микен продолжает самолюбоваться.

Двойственность роли – желание быть вождем, но невозможность до конца освободиться от роли отца и мужа, – и должна диктовать образ. Увы, вчера я этого не увидел.

Менелай. Человек, вынужденный доказывать свою мужественность – а что еще можно сказать о человеке, чья жена сбежала с первым встречным (на вторую ночь знакомства с Парисом). Менелай понимает, что рогоносец, что глубоко неправ в своем желании вернуть распутницу ценой жизни племянницы и многих воинов, но оказывается заложником ситуации.

Воля богов – интересная штука. Почему-то боги жаждут того же, что и толпа. Vox populi vox dei? Нет, скорее так: vox dei est vox populi (глас богов – это голос народа [как его понимает жрец] ). Хотят воины добычи, значит так и будет – принесем жертву и помчимся грабить! Если не помогла бы жертва Ифигении, потребовалась бы еще одна жертва. Или две. Или больше.

Клитемнестра. Плохая мать, плохая жена, чувствующая себя дурой – мол, блюла верность мужу, и кто это ценит? Почему она плохая мать? Дочери больше любят редко бывающего дома отца (и Ифигения, и Электра), сын ее тоже не любит (потому в последствии убил). Она изображает покорную мужу жену, но надолго ее не хватает, начинает спорить и не соглашается ни с чем.

Клитеменестра тщеславна, ей льстит брак с Ахиллом – как никак сын богини! Но ее тщеславие имеет глубокие корни – она страшно завидует сестре: Елена дочь Зевса, а по некоторым источникам еще и дочь не Леды, но Немезиды, т.е. на 100% богиня. Вообще задумайтесь: как глубоко можно зайти, если Елена Прекрасная – дочь богини мщения, т.е. вся ее жизнь – воздаяние множеству героев!

Мать, безразличная к детям, интересующаяся только собой, но вынужденная играть роль "хорошей матери". Сестра, ненавидящая свою сестру, получившую всё то, чего не получила Клитемнестра.
Хорошо еще, что одновременно не нужно играть роль примерной жены, достаточно только не изменять мужу.

Ифигения – эдакий прообраз Жанны дАрк, дева, отдающая свою жизнь ради Родины. Не менее тщеславна, чем мать – ей хочется, чтобы поход удался, тогда победа над Троей обессмертит ее имя:
"На меня теперь Эллада, вся великая Эллада
Жадно смотрит…
…                                   Это тело – дар отчизне.
Вы ж, аргосцы, после жертвы, сройте Трою и сожгите,
Чтобы прах ее могильный стал надолго мне курганом
…"

Ифигения боится мужчин. Потому она любезна богине-девственнице и мужененавистнице. Потому ее привлекает Ахилл – комплексующий гомосексуалист. Свадьба с последним ничего бы не решила – на алтарь должна была бы тогда подняться следующая дочь-девственница военного вождя – Электра или Хризофемида (смотря, кто старше). То есть Ифигения хорошая сестра, спасающая младших.

Кстати, есть версия, что Ифигения – незаконная дочь Елены Прекрасной: Тесей похитил Елену, когда той было 10 или 12 лет, по наиболее популярной версии Елена сохранила девство, но есть и альтернативный вариант. Тогда связь происходящего с Еленой крепнет, более того, становится понятно, почему в жертву нужно принести именно Ифигению!

Ахилл не был женихом Елены, вообще не особо интересовался женщинами, но был вынужден вместе с войском присоединиться к коалиции: наверное, уговоры Нестора и Одиссея подействовали больше на воинов, чем самого Ахилла. Война и осада его не особо привлекали: он чуть ли не пять лет якобы искал Ифигению, потом воспользовался стычкой с Агамемноном из-за Брисеиды и вообще отказался воевать.
Но социум навязывал Ахиллу роль царя, он не мог от нее отказаться, потому вынужден был тянуть лямку. В том числе доказывая, что он лучший воин греков.

Только где была его смелость, когда он не смог противостоять толпе, жаждавшей жертвы Ифигении и последующей войны? Убивать греков-троянцев можно, а греков из Микен или Спарты нельзя? Странно…

Старый раб и хор – голос нравственности и здравого смысла. Только это голоса современные Еврипиду, а не времени войны. Зачем они нужны? Чтобы подчеркнуть героизм: герой отличается от толпы, представляемой хором, у героя иные критерии, иная шкала ценностей. Герой виден лишь по контрасту с хором. Иначе он просто ищущий смерти сумасшедший.

Задача режиссера при постановке данной пьесы – объяснить внутренние конфликты героев актерам и помочь показать эти противоречия в характерах зрителям. Жаль, что Алан Дилворт этого не понял 😦

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третьей", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задумываться над проблемами вместо того, чтобы радостно получить от кого-то лёгкий для понимания однозначный ответ, толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.