Рецензию на виденное вчера представление Национального балета Канады я хотел поначалу назвать – Le Ballet est toujours Saint-Pétersbourg – "Балет – это всегда Питер", поскольку хореографы трех одноактных балетов родились в городе на Неве – Баланчин в 1904, а Ратманский в 1968, там же родилась художник по костюмам Галина Соловьева, в Ораниенбауме под Питером родился Стравинский, а Леонид Десятников учился в питерской консерватории.
После обдумывания решил не зацикливаться на не-принципиальных моментах 🙂
Первым был представлен "Аполлон Мусагет" Баланчина на музыку Стравинского:
Придуманный в 1928 году на сложную и совсем не динамичную музыку балет, как мне кажется, был ошибочным по нескольким пунктам.
Самое неприятное, что Баланчин словно работал не для зрителя, но для фотографа – красивость поз не подкрепляется красотой движений между позами.
На фото выглядит шикарно
"Аполлон" считается одним из основополагающих балетов Баланчина. Он сам так считал. Мы видим смесь свободного танца/danse libre (привет Айседоре Дункан) и балета, причем фундамент классического балета – демонстрация эмоциональных переживаний с помощью балетных па, – оказался забытым хореографом.
Еще один компонент, определивший влияние, – упрощение. Как в плане сложности элементов, так и в количестве танцовщиков на сцене. Поскольку "Аполлон" был одним из первых балетов Баланчина, последний не понимал важность простоты и понятности музыки. Людвиг Минкус был куда менее одаренным композитором, чем Игорь Стравинский, но понимал балет как музыкальный жанр на порядок лучше!
Солисты национального балета были отнюдь не на высоте: не было синхронности, были мелкие ошибки в движениях, но оценивать не-классическую технику я толком не могу – не знаю, какими должны быть движения.
Следующая часть – "Русские сезоны" Ратманского на музыку Леонида Десятникова:
Голландский театр, но те же костюмы и хореография, что в Торонто
Aposteriori понимаю, что программу вечера составили очень грамотно – от вольного танца к псевдо-классике. Балет Ратманского находится как раз посередине. Музыка начинается крайне неприятно – не просто диссонанс, но нечто близкое к "ножом по тарелке". Впрочем она быстро исправляется, доказывая глубину таланта композитора.
Потрясающие костюмы Галины Соловьевой ("Лебединое озеро" Мариинки тоже было в ее костюмах) и выразительная хореография бывшего художественного руководителя балета Большого театра идеально ложились на музыку (модернистская интерпретация той же музыки осуществленная в Новосибирске, мне не понравилась).
Тут нужно отметить работу жены Ратманского – Татьяны, – поставившей балет в Торонто и в качестве балетмейстера сумевшей выжать из канадских танцовщиков максимально доступное им качество. Прыгать высоко они, разумеется, не научились, но этому их учить поздно.
Психологическая глубина хореографических зарисовок была бы не понятна без пения израильской меццо-сопрано Сюзаны Порецкой (она сотрудничает с Ратманским в НЙ, также она выступала в Мете и Парижской опере). Я удивлен, что в программке не было пояснений для тех, кто не понимает по-русски.
Одним словом, Алексей Ратманский меня приятно порадовал 🙂 В ноябре в Торонто он ставит "Ромео и Джульетту" Прокофьева– на это нужно в обязательном порядке сходить всем любителям балета! Не имеет значения, мировая это премьера или нет, у хореографа очень большой талант, он почти наверняка создаст нечто потрясающее.
Закрывался вечер "Темой с вариациями" Баланчина на музыку Петра Ильича:
Костюмы Санто Локвасто хороши
За двадцать лет после "Аполлона" Баланчин понял и по поводу музыки (взял Чайковского, а Стравинского, к слову сказать, оркестр нашего балета и не очень-то "тянтет"), и по поводу возвращения к классике (и тупиковости "свободного танца").
Тем не менее я первую половину балета ощущал психологический диссонанс между музыкой и хореографией: первая рассказывала об одном, вторая – о совсем другом. Но постепенно танец пришел в гармонию с музыкой, что Вы видели в финальной сцене в клипе.
По причине другого балетмейстера или вдохновившись овацией после балета Ратманского, танцовщики делали меньше ошибок 🙂
Думаю, что на субботу (в 2 и 7-30) и воскресенье (в 2-00) можно без проблем взять билеты – в пятницу было полно свободных мест, а в день представления с 11 утра билеты по 35$!