Картины и рефлексия

Вчерашнее посещение художественной галереи, помимо полезной для формулирования отношение к Энди Уорхолу выставки, дало возможность очередной раз пройтись по залам основной экспозиции.

Коллекция главной галереи Торонто откровенно бедна: шедевров нет, главная ценность – рубенсовское “Избиение младенцев”, – не особо известна широким массам любителей искусства в мире и не является столь уж принципиальной в творчестве Рубенса. Картины хороших художников есть, но не самые лучшие, европейские мастера в основном представлены живописцами второго, а то и третьего ряда. Зато всякого “мусора”, нарисованного канадскими художниками, равно и поделок мастеров племен разных континентов, – тонны.
В целом с изобразительным искусством в наших краях не особо хорошо, хотя небольшие частные галереи порой радуют чем-то необычным.

Тем не менее художники, включая не самых одаренных, порой – когда намеренно, а когда и нет, – могут передать настроение, или “схватить” нечто такое в природе или людях, или в собственном воображении, что позволяет зрителю задуматься, погрузиться в себя, порефлексировать “вокруг да около”.
Нечто подобное, в какой-то мере напоминающее мои мимолетные, никого ни к чему не обязывающие наблюдения, я и рискну предложить.

Собственно картины не более, чем повод, эдакая заданная тема для медитации или отправная точка для потока мыслей. Под картинами – как то-ли подпись, то-ли как стишок/верлибр, – плоды этой самой рефлексии.



Солнце. Смерть. Вода как вечность. Горы в дымке и тени. Пустота, пугая, лечит, забирает груз вины.

По какой-то непонятной причине около многих картин канадских художников нет информации, в одном месте в зале вся эта информация имеется, но бегать смотреть не особо удобно. Да мне и не принципиально, кто и в каком году нарисовал. Дело в том, что во мне картина будит, какие образы навевает.

В основном картины, о коих ниже не дано никаких подробностей, расположены в залах, где в основном выставляется Группа семи – объединение канадских художников, творивших в первой трети 20 века в окрестностях Торонто. Мирового значения сия группа не имеет, на развитие мирового искусства она не повлияла, но для Канады эти живописцы сыграли большую роль. Их первая выставка в 1920 году прошла как раз в этой же Художественной галерее Онтарио. Так что продолжу.


Природа, преломленная в безумии, иную обретает глубину. Ту, в коей ум идёт ко дну, не находя опоры для раздумий.


Вечер. Грёзы на закате. Сожаление о дне. Холод. Ветер. Всё прекрасно. Но не в этой стороне.


Пестрота ещё не красота. Глубина не в красках, но в идее: если с сердце сером пустота, зрителей картина не согреет.


Свет не за тем приходит в зимний лес, чтоб снег искрился. Но чтоб лазоревая глубина небес могла в стволах и хвое отразиться.


Горы. Горы. Море. Небо. Облака. Нездешний свет. Там всё ложь. Никто там не был. А кто был, тот весть принёс.


Становясь мифами, кошмары обретают, пусть не красоту, но респектабельность.

На мой взгляд единственный вклад Канады в мировое искусство – это скульптуры инуитов (индейская живопись, как на картине выше, весьма характерна, но не столь глубока, но опять же это не более чем личная интерпретация). Инуиты начали делать скульптурки из камня, китовой кости и моржовых бивней только в начале 19 века, но их видение мира совершенно фантастично и отражает своеобычную мифологию и специфику жизни в холодных северных широтах.


Не ангелы, но два лица души. Возможно, страшные, уродливо смешные. И их конфликт – вся наша жизнь: могли б лететь, но мы бредем к могиле.


За каждым удивлением – скрытый страх. Как за спиною матери – ребенок.


Неспособность уйти заставляет кричать. Потому что теряется лучшая часть.


Птиц отличает от людей способность мудрая над тем, что было прежде, не смеяться. Поэтому их зрение стыд не застит.
(Информация о скульптуре)


Дух женщины является мужчине в обличье тайны. Поскольку толкает прочь. Тем что влечёт одновременно.
(фото с сайта музея, это морская богиня инуитов – седна)


В духовном мире добрый человек – опасный и огромный хищник. Он убивает любящих. Не всех. Но тех, кого любил хотя бы трижды.
(Информация о скульптуре)


На камне сем основанная церковь была крепка. Увы, была не вертка. И не менялась быстро так, как люди.


Долгая дорога к Богородице. Благодать должна не вдруг даваться.


(она же вблизи)


Битва богов и гигантов. Размер не имеет значения. Бессмертие стало нюансом. Всё дело в превосходстве вооружений.
(Картина Луки Джордано)


Иллюзия спасения перед тем, как стать ещё одной колибри, сменяв воспоминания на нектар цветов и краткий сон полёта.
(Пояснение к картине “Потоп” – как европейские поселенцы “затопили” индейские земли. С идеологией не обязательно соглашаться, чтобы рефлексировать над произведением искусства.)


Отшельникам приносят птицы хлеб. Живя в толпе, лишаешь душу хлеба.
(Картина Маттиа Прети)


Ангелам распятия не понять – их дышать привычка не терзает.
(Скульптура Джованни Бернини)

На другой стороне от главной галереи пристроились несколько небольших частных галерей – ведь те, кто ходят в художественный музей с большей вероятностью зайдут и в галерею, чем средние горожане.
В одной из этих галерей – “Bau-Xi”, имеющей филиалы в Ванкувере, – привлекли пара картин неизвестных современных художников (подписи есть, но они ни о чем не говорят, авторы напрочь неизвестны)


Всего лишь дерево, способное предвидеть… то, что другим деревьям не дано.


Нагая женщина лежит в воде текущей. Душа подобным образом нага в потоке времени. И лишена лица, что отражать моральные и не совсем поступки.

Предложение/Заключение:
Не смею ни на что претендовать, но предлагаю всем порассуждать в следующий раз, когда окажутся в музее, галерее и тому подобных местах порефлексировать в таком же ключе.
Если рискнете, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на то, что у Вас получилось.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

11 Responses to Картины и рефлексия

  1. Mishel Tabachnick says:

    Спасибо за экскурсию. По-моему, намного интереснее пресловутого Энди, даже если это просто подражание Рокуэллу Кенту.

    Like

    • khvostik says:

      Мишель, Кент по возрасту был таким же как они, но в мир искусства прорвался позже их, так что на Группу семи повлиять не мог.
      На мой взгляд у этих канадских художников есть какие-то пересечения с Николаем Рерихом.
      Собственно экскурсии не было, я выбирал одну картину (и не в каждом зале ) и что-то там медитировал/рефлексировал по поводу картины, вот и получились эти как-бы-мимолетности – как подписи к картинам.

      Like

      • Alexander Ivanov says:

        С Рерихом “пересекается” только Харрис, у других в Group of 7 стиль отличающийся от него.
        Кроме AGO в окрестностях Торонто есть еще галерея МакМайклс, но полагаю, что на тебя она тоже не произведет впечатления. Плюс галерея Варлея в Маркхаме – совсем небольшая.

        Like

        • khvostik says:

          Саша, спасибо за уточнение. Да, это так.

          МакМайклс содержит только канадское искусство, я был там пару раз, но из-за того, что там нет западно-европейской живописи, ценю ее не слишком высоко.
          На мой вкус подборка в АГО лучше, чем в МакМайклсе.
          Спасибо за наводку на галерею в Маркхаме, я там не был, нужно будет наведаться.

          Like

          • Alexander Ivanov says:

            И кстати, около МакМайклс в парке стоят работы интересного native скульптора

            Like

          • Alexander Ivanov says:

            Там, собственно, тоже в основном Group of 7, плюс могут быть временные экспозиции (я там видел выставку картин, связанных с Первой Мировой). Но туда и просто так съездить хорошо: с одной стороны Unionville Main Street, с другой – хороший парк

            Like

            • khvostik says:

              Ещё раз спасибо. Увы, они временно закрыты, и не ясно, когда откроются. Да и похоже нам грозит очередная волна карантина.

              Like

    • khvostik says:

      Мишель, возможно, стоит при случае дать подробный обзор творчества Группы семи. В данном случае я делился рефлексией, собственно искусства коснулся совсем мельком, чтобы только свои личные пристрастия обозначить.

      Like

  2. Mishel Tabachnick says:

    Спасибо, Иван. Было бы интересно. Абсолютно белое пятно. Всё же среди показанного Вами достаточно интересного. То-есть канадская живопись всё же сказала своё слово. Не знаю как насчёт англоязычной канадской литературы, но франкоязычная, к сожалению, не имеет высоких достижений (это в пределах моей информации – у нас студентам давали курс такой литературы),.

    Like

    • khvostik says:

      Мишель, я не особо хорошо знаю франкоязычную литературу, но про канадскую англоязычную пишут, когда канадские авторы получают всякие международные премии, типа Букера, а вот про франкоязычных я такого не припомню. Не исключено, что это издержки моей концентрации на англоязычной прессе. В целом Квебек внес значительный вклад в канадскую культуру, но в основном – это кино, кухня, в некоторой степени музыка.
      Наиболее известные ученые в Квебеке – это англоязычные из университета МакГилла.
      В литературе – Маргарет Этвуд (Букер), Мордехай Рихтер, Элис Манро (Букер и Нобель), Майкл Ондатье (Букер), Леонард Коэн, Янн Мартел (Букер за Жизнь Пи), Кэрол Шилдс (Пулицер) + Дуглас Коупланд (Поколение Икс) + известный нам с детства, но не известный канадцам Эрнест Сетон-Томпсон – все англоязычные.

      Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.