Карантин и Энди Уорхол

До 24 октября в Галерее искусств Онтарио проходит выставка Энди Уорхола. Но прежде чем перейти к собственно Уорхолу, чуточку карантинных наблюдений.

В общественном транспорте в Торонто нужно быть в масках. Нарушителей нет, но процентов 10-15 носят маски под носом. На улицах в центре от 15 до 25% людей носят маски, хотя это совсем не обязательно. В музее нужно быть в маске, под носом маска была только у автора и, краткосрочно, у одной старшеклассницы (но ей, похоже, её родитель указал на “недочет” и маску она подняла на нос). Однако ни служители, ни посетители к недостаточно “кошерному” ношению маски не цеплялись, хотя год назад в магазинах несколько раз мне пеняли на “не соответствие”.

От метро до музея достаточно близко, но если данный отрезок сколь-нибудь показателен, то где-то 5% мелких бизнесов (примерно 1 из 20) – проходил мимо маленьких галерей, магазинчиков, кафешек, – закрылись из-за карантина . Похоже финансовая устойчивость к идиотизму властей у канадских бизнесов выше, чем предполагали полтора года назад.

Выставка эта – плод совместной работы нашей Галереи и лондонского Tate Modern, и кёльнского Museum Ludwig. Но как и любая выставка, данная может оперировать только тем, что создал конкретный художник.

Биография не всегда определяет творчество, но в случае Уорхола кураторы выставки попытались представить дело именно так. В пояснении к композиции с банками супа прилагалась слезоточивая история о том, как в детстве бедный сын шахтера должен был есть разведенный водой кетчуп в виде “супа”. Вот только пояснение в предыдущем зале говорило, что папа оставил достаточно сбережений, чтобы сын пошел в колледж. Видимо, когда-то Уорхол эту историю и рассказал, но в 1940-ых очень небольшой процент американцев мог позволить себе пойти в колледж, такая трата была не по карману большинству семей среднего класса (после 1944 более двух миллионов солдат оплатили учебу в колледже деньгами правительства, но эти деньги давали только солдатам, а Энди не воевал).

В отличие от якобы очень ретивой религиозности Уорхола, его гомосексуальность сильно заметна в его творчестве. И дело не столько в обилии мужской обнажёнки (с пристрастием к гениталиям) или серией портретов “трансгендеров” и трансвеститов. Дело в том, что он не видел женскую красоту, да, он мог обработать фотографию, но его “добавления” не добавляли привлекательности, а уменьшали её.

Такой вот скетч великой канадской балерины Карен Кейн на основе фотографии. Губы, глаза…

Но и в детях он замечал не самое лучшее:

Кураторы рассказывают о любви художника к Америке, о его тёплых чувствах к статуе Свободы, расположенной рядом с островом Эллис, куда высадились его родители, когда иммигрировали в Штаты… Вот только симпатии камуфляжная раскраска фотографии не предполагает

(Упоминание французских бисквитов в левом нижнем углу должно намекать на то, что статуя – подарок французов)

Использование фотографий, копирование по шаблону, мелкие отличия в раскраске и т.п. – трудно назвать это искусством. Это маркетинг, реклама, – фантастическая узнаваемость картин Уорхола это подтверждает, – но к собственно искусству это касательства не имеет ни малейшего.

Закончить хотелось бы краткой рефлексией, эдакой выжимкой всех моих реакций:
Умение не видеть красоту не перебить ажиотажу и рекламе. В болоте пошлости опасные растут мхи зависти средь вереска желаний.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

4 Responses to Карантин и Энди Уорхол

  1. Mishel Tabachnick says:

    Иван, я конечно, человек заскорузлых и закостеневших взглядов, и признаю, что отстал от поезда жизни на каком-то затерявшемся полустанке. Были уже ниспровергатели… что только ни писали о кубистах и Браке или о Дали. Но у тех ниспровергателей было что предложить. Здесь же … не знаю… тот самый случай когда не только гн знаю, но и знать не хочу….

    Like

    • khvostik says:

      Мишель, именно, что предложить товарищу Уорхолу было нечего. Он вместо искусства был занят рекламой – когда на заказ, когда самого себя и собственной пошлости.
      Но узнаваемость своим раскрашенным фоткам он создал, вот уже сколько лет как умер, а выставки устраивают…

      Like

  2. Mishel Tabachnick says:

    Сразу всплывает Пастернак : “Позорно, ничего не знача, / Быть притчей на устах у всех”… Может, и правы те, кто считает подобное одним из кризисов западной идеологии……

    Like

    • khvostik says:

      Мишель, да, совершенно точные строки Пастернака!
      Вроде как в конце 19 века самыми популярными французскими художниками были не импрессионисты, а академисты, коих сейчас никто не вспоминает. Возможно, ажиотаж вокруг мусора – это если не нормально, то хотя бы довольно частое явление. Что скажете, Мишель?

      Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.