Левые жрецы и правые торговцы

Известный французский экономист Тома Пикетти вместе с коллегами из Парижа (Amory Gethin) и Лондона (Clara Martínez-Toledano) опубликовал большую статью “Brahmin Left versus Merchant Right: Changing Political Cleavages in 21 Western Democracies, 1948-2020”. Материал на 150 страниц, но по сути это статистическая обработка данных по разным странам людьми, не способными к анализу, т.к. повторяют бессмысленные штампы (например, о том, что партия Ле Пен – “крайне правая”, хотя если социалисты – левые, то и “Национальное объединение” никак нельзя записать в правые) и по сути выводы они сделали заранее.

Тем не менее кое-какие графики в статье (они составляют большую часть материала, начинаясь на 43 странице из 150) интересны и заслуживают внимания. Собственно ради того, чтобы поделиться графиками этот короткий текст и представлен.

Итак, расклад взглядов западных демократий в 1970-ые:

Как мы видим, “правых” (скорее традиционно консервативные партии) поддерживали люди с более высокими доходами и высшим образованием, тогда как левых (социалистов) – бедные и не особо образованные.

Прокручиваем 40 лет и получаем иную картинку:

Склонность поддерживать “правые” партии, определяемые уже иначе (например, в 1970-ые не учитывалась партия Ле Пен, набиравшая до начала 1980-ых доли процента голосов), осталась у лиц с более высокими доходами, однако по шкале образования произошел принципиальный сдвиг – образованные стали в большей мере поддерживать левых.

Собственно различия среди 10% самых образованных и среди 10% самых обеспеченных стали меньше: в 1970-ые по большинству западных стран разница в политических предпочтениях была 10-20%, а в 2010-ых стала 5-10%, т.е. мы не можем говорить о полном разрыве политических предпочтений, но еще один график показывает тенденцию:

Как мы видим, левых поддерживала всё более и более образованная публика, поддержка правых среди наиболее образованных падала примерно с той же скоростью, а вот согласно имущественному раскладу изменения менее заметные.

По сути те же данные в линейной форме.

Тенденция кажется достаточно явной для Пикетти и его соавторов, чтобы заметить, что правых поддерживают всё менее образованная, но обеспеченная публика (“торговцы“), а левых – образованная, но не столь обеспеченная (“жрецы“) (*1).

За кадром остаются два принципиальных момента:

  1. Трактовки политических партий за последние 40-50 лет здорово изменились, “правыми” партиями называют отнюдь не всегда тех, кто против коммунизма/социализма, но и тех, кто как все левые, ставит групповую идентичность выше личных поступков и взглядов, как упомянутая выше партия Мари Ле Пен;
  2. Высшее образование в большинстве стран Запада стало более гуманитарным и доступным, предлагая не обучение какой-то полезной профессии (инженера, врача, учителя, менеджера, адвоката) или прививание критического мышления (для относительно немногочисленных в 60-70-ые психологов, историков, филологов, философов и социологов), а многочисленные изводы левой индоктринации.

Толпы ни на что не годных выпускников “гуманитарных” факультетов с их “гендерными”, “расовыми” и прочими штудиями, не имеющими ни малейшего отношения к науке и минимальным критериям качества образования, меняют картину. Люди с высшим образованием и доходом ниже среднего в условиях рыночной экономики означают, что их деятельность обществу не нужна.

Охранник на входе в здание или кассир в магазине не должен иметь степень по психологии, философии или английской литературе. Если он получил такое образование, это свидетельствует о напрасно потраченных ресурсах общества, об искаженных сигналах, которые получают общество и экономика.
Одновременно самодовольные жертвы массовой левацкой индоктринации на гуманитарных факультетах университетов заражают своими антинаучными и не основанными на фактах и логике представлениями окружающих – студентов других факультетов, коллег-профессоров, свои семьи и т.д.

Тем не менее, думается, что вне зависимости от того, что Пикетти упустил и/или не пожелал понять, тенденция изменения политических предпочтений у людей с высшим образованием и практическое отсутствие таковой у наиболее обеспеченных заслуживают внимания, да и материал удобен обилием красивых графиков.

Footnotes:
*1 – Пикетти использует термин “брамины”, но не использует термин “вайшьи” для торговцев, хотя это было бы логично, если уж отталкиваться от индийских сословных категорий, потому “жрецы”, как мне кажется, больше подходят.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

10 Responses to Левые жрецы и правые торговцы

  1. Anonymous says:

    Интересно, что в Израиле этот сдвиг наблюдался раньше, чем в других странах. Здесь издавна левые круги опирались на состоятельных и образованных, они царили в СМИ и в мире искусства. Правых же в основном подпитывали выходцы из стран Магриба, совсем в те годы небогатые. Но навязанные властными левыми т.н. соглашения в Осло (с террористической организацией) и последующие годы кровавых терактов сильно изменили картину. В целом же прогрессирующая куриная слепота западной элиты вырастает в опасную проблему…..

    Like

    • khvostik says:

      согласен, но есть нюанс: в Израиле левыми считаются в основном по поводу отношения к палестинцам, а не к свободе слова и рыночной экономике.
      а в нашем случае мы обсуждаем как раз левые взгляды в политике буквально по шкалам личной свободы – групповой идентичности и рынка – плановой экономики.
      среди израильских левых, например, в Мереце, были (в 1990-ые) группы откровенно социалистические, а были и капиталистические, но и те, и другие были за сдачу всего и всех палестинским террористам.

      видимо, в основном израильские леваки тоже ратуют за групповую идентичность и госвмешательство в экономику, что роднит их с прочими леваками, но в данном вопросе Израиль заметно отличается от всех остальных.

      Like

      • Mishel Tabachnick says:

        Конечно, Иван, о плановой экономике речь, конечно, не идёт, кажется, даже в киббуцах. С групповой идентичностью сложнее. В среде русскоговорящих смешно даже говорить об этом, хотя наверняка есть группы по интересам (особенно те кто получает пенсию из России и те – а таких немало- которыебежали из голодающих краёв, но которые до сих пор страдают синдромом величия). Но вот община из Эфиопии – это уже (в массе своей) монолит, подчиняющийся вождям. Сложнее утех, кого называют “сфарадим”, но здесь важен фактор умелой аккомодации в микросистеме “свои”. И, действительн, в 90-ые годы левацкий Мерец был неоднороден – состоял из трёх частей, одна из которых (Шинуй) представлял средних и мелких собственников.

        Like

        • khvostik says:

          Мишель, я об эфиопских евреях знаю мало, так что полагаюсь на Ваше суждение.
          интересно, что киббуцы даже социалистические все же реагируют на внешнюю ситуацию, т.е. в зависимости от того, насколько к ним благосклонно правительство могут сдвигаться ближе к социализму или ближе к рынку.

          но мне кажется, что на уровне отдельного хозяйства или вообще всего киббуцного движения мы не можем говорить о плановой экономике. последняя требует, как мне кажется, всеобщего контроля со стороны государства, или хотя бы его подавляющего преимущества в экономике. в СССР рынки и базары касались незначительной части внутренней торговли, если мы учтем все траты советских людей. как Вы считаете?

          Like

    • khvostik says:

      еще один момент: насколько я знаю историю современного Израиля, местная элита (если мы говорим о сионистах, создавших государство, а не о замкнутых общинах религиозных ультра-ортодоксов) изначально была левой.
      евреи, эмигрировавшие из Восточной, да и из Западной Европы в другие страны – (будущий) Израиль, Америку, Аргентину, – в основном были левых взглядов, в той или иной степени социалистами, правые взгляды в обсуждаемом понимании никогда не были им особо интересны, не казались привлекательными. и это при том, что одни из наиболее видных теоретиков правых были евреями (Мизес, Хайек, Фридман).
      правые группы/партии в Израиле были относительно незначительны по влиянию – последователи Жаботинского и Бегина играли ничтожную роль до тех пор, пока в 1973 не объединились в Ликуд, который получил поддержку упомянутых Вами лавочников из восточных евреев и победил на выборах 1977 года.
      но в рамках обсуждаемой модели – мы не можем говорить о сдвиге, т.к. никогда образованные и обеспеченные не поддерживали правых, а потом образованные стали всё больше поддерживать левых, а обеспеченные продолжили поддерживать правых.
      видимо, Израиль – это особый случай, в какой-то мере провозвестник левого сдвига, т.к. представлял собой искусственный отбор людей левых взглядов, которые стали руководством новой страны, а безоговорочный прием широких масс произошел позже, когда элита страны уже была в значительной мере сформирована левыми. если в Америке с 18 века существовала местная правая англо-саксонская элита (отцы-основатели были правыми именно в том смысле, в котором мы обсуждаем), то в Израиле на конец 19 века были арабские кланы, турецкая коррумпированная администрация и замкнутые иерархические общины иудеев-ультраортодоксов – все три группы с точки зрения скорее левые, т.к. ставили групповую идентичность выше личной, а власть правительства или его представителей – выше, чем интересы отдельных бизнесменов и прочих жителей.
      созданное МАПАЙем/Аводой израильское трудовое законодательство левый крен элиты демонстрирует очень хорошо.
      поскольку израильские университеты создавались левыми социалистами, то естественный крен университетов к левым идеям (благодаря изоляции от последствий неудачных действий правительства, в отличие от мелких предпринимателей и их работников, которые ошибки сразу же чувствуют на собственной шкуре) наложился на изначально левую почву.

      Like

      • Игорь says:

        Как два года жизни при социализме сделали меня сторонником капитализма:
        https://igor-piterskiy.livejournal.com/527024.html

        Like

        • khvostik says:

          Спасибо, Игорь, очень интересная статья. я ее пропустил раньше. я жил в киббуце в течение полутора лет, но это было уже в 1990-ые, когда ситуация была иной, израильские профсоюзные дела – это та еще песня!

          Like

      • Mishel Tabachnick says:

        Да, конечно, Израиль был создан левыми (не зря же при поддержке СССР, поскольку Сталин был уверен ещё в одной “народной демократии”).Может, выходцы из России подкоркой почуяли смертельную опасность попасть под это стальное крыло. А Советам подкорковая – опять же – ненависть к евреям помешала более выверенной особой линией в отношениях. Всё же – как видно из воспоминаний в ЖЖ Вашего комментатора – корни “нормального” социализма были достаточно глубоки, но на первых порах это помогало развитию :те же киббуцы, которые потом стали тормозом, внутри может быть примитивный социализм, но всё равно – чтобы продать продукцию, надо учитывать рынок. Не надо же было всё отдавать в “закрома родины”, как в СССР. Не зря там слова “базар” и “рынок” были синонимами. Точнее, рынок это был базар и только на личном уровне. Или – на худой конец – на уровне отдельного хозяйства, как было в райцентрах на т.н. осенних ярмарках (вспомнил павильончик “колхоз имени Берии”),

        Like

        • khvostik says:

          Мишель, когда-то давно я жил и некоторое время работал в самом большом киббуце в мире – Гиват-Бреннер около Реховота. киббуц был левый, на 1 мая поднимались красные флаги, но интересно, что с самого начала он был убыточным – первые лет 10 его содержали богатые итальянские евреи, но к концу 1930-ых – началу 1940-ых им стало не до киббуца, однако киббуц продолжал оставаться убыточным, несмотря на то, что уровень жизни в нем был ниже, чем соседнем городе.
          40 процентов продукции израильского сельского хозяйства производится в киббуцах, там же производится до 9 процентов промышленной продукции Израиля, что заставляет задуматься, все ли киббуцы столь экономически бездарны, как Гиват-Бренер.

          Like

        • khvostik says:

          если же задуматься о ситуации в СССР, то за государственные квартиры народ платил мало, коммунальные услуги тоже были относительно недорого, как и общественный транспорт, главные траты советских людей были – еда и одежда. причем во многих регионах (помимо Москвы, Питера, Прибалтики и столиц союзных республик) государственная торговля продовольствием была крайне примитивной – мяса, масла, сметаны, сыра, колбас и фруктов в магазинах не было, так что народу приходилось ориентироваться на “колхозные рынки” и базары, чтобы купить то, чего не было в госторговле.
          возможно, без базара социализм приводит к совсем уж откровенному голоду, как был в начале 1930-ых в СССР, а в 21 веке случается в Сев.Корее или чуть замаскирован на Кубе…

          Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.