Условия сосуществования

На фоне начавшейся 6 мая очередной волны ракетных и террористических атак Хамаса и Исламского джихада на израильтян начались нападения израильских мусульман на еврейских сограждан. В городе Лоде в ночь с 10 на 11 мая мусульмане устроили погром. В последующие дни беспорядки, в которых участвовали уже и евреи, были в нескольких городах Израиля. Причем роль исламистов в подстрекательстве очевидна.

Судя по сообщениям прессы, еврейские поселения в арабском (в основном мусульманском) окружении – например, в Галилее, – достаточно давно живут под прессингом, который в последнюю неделю стал совсем жутким. Причем могут напасть даже на водителя автобуса, обслуживающего арабские деревни. На юге страны бедуины начали атаковать машины с евреями (стоит заметить, что в отличие от арабов бедуины массово служат в израильской армии). Причем неприязнь к евреям проявляется и на уровне лидеров арабских общин, и арабов-депутатов Кнессета, и араба-члена Верховного суда. Одновременно с этим стоит принять во внимание информацию, что в еврейских погромах участвует относительно небольшое число арабов, подстрекаемых Хамасом и внешними игроками (Турция, Иран, Катар).

Всё это заставляет задаться вопросом, возможно ли мирное сосуществование?

Начнём с собственно проблемы. “Сосуществование” народов в пределах одной страны или региона с несколькими соседствующими странами предполагает наличие как минимум двух групп, различающихся культурой, причем хотя бы одна испытывает к другой/им неприязнь и культивирует иррациональное поведение.

Если бы все участники любого конфликта были рациональны, то они должны были быстро прийти к выводу, что торговля и мирное взаимодействие заметно выгоднее, чем война, нападения, беспорядки, поджоги и прочие варианты конфронтации. Если же группа выбирает конфронтацию, значит она выбрала иррациональный подход, в коем превалируют эмоции. Когда конфронтация не кратковременная вспышка, скорее всего, она укоренена в культуре.

Какой бы иррациональной ни была культура, в значительном проценте взаимодействий между людьми, – как внутри этой культуры, так и с представителями других, – поведение определяется рациональными мотивами. То есть по неизбежности и склонным к нелогичному поведению людям приходится действовать рационально.

Люди могут выбирать разное поведение. Более того, до момента окончания действия можно изменить поведение – иногда для этого имеются доли секунды (успеть крайне сложно), иногда – десятилетия (тут наоборот – не скорректировать курс крайне сложно). En masse, люди ведут себя в соответствии со стимулами: чем выгоднее некоторое поведение, тем больше людей его выбирают. Конкретный человек может вести себя во вред самому себе, но внешние обстоятельства влияют на большинство. В ту или иную сторону.

Итак, что же нужно для того, чтобы две группы сосуществовали мирно или хотя бы с минимальным количеством конфликтов?
Всего-то нужно выдавать негативные стимулы в случаях деструктивного поведения и позитивные – при конструктивном. Однако куда сложнее понять, – во всяком случае у политиков в большинстве стран сегодня явно не получается, – какое поведение деструктивное, а какое конструктивное.

Первое, что необходимо для сосуществования – равная ответственность за поступки. И максимально точно и скрупулёзно следовать закону во всех случаях, невзирая на принадлежность правонарушителя к любой группе. Если одну группу не наказывают за какое-то поведение, она будет совершать всё больше тех самых нарушений. А у остальных групп будет теряться уважение к закону, желание его соблюдать и помогать сотрудникам правоохранительных органов. Точно тот же результат будет достигнут, если одну группу наказывать строже.

Если вернуться к израильским примерам, то упомянутый выше Лод давно был рассадником хулиганства и наркоторговли, поскольку арабские банды чувствовали полную безнаказанность. А у банд, как у любой другой созданной и функционирующей “системы”, имеется склонность искать способ действовать не одним, так другим образом. Если не получается действовать из криминальных соображений, то можно делать то же самое – из религиозно-политических. Или классовых, или “гендерных”, или еще каких. Культивируемая в течение не одного года склонность к насилию и разрушению должна получить возможность выхода.

Второе условие сосуществования – минимизация количества раздаваемой халявы в общем и в особенности, если её раздают преимущественно одной из групп. Потому что получатели халявы развращаются и требуют – как наркоманы, – всё большей “дозы”, отказываясь от любых продуктивных усилий и в работе, и в учебе. Также получатели халявы склонны к незаконной деятельности, т.к. она кажется им приятным и необременительным дополнением к халяве. Если же халяву получает какая-либо расовая, религиозная, этническая и т.д. группа, то склонность к криминальным действиям будет усилена воспитанной действиями властей уверенностью, что им “все должны”.

Добивающиеся “места под солнцем” собственным трудом не самый лёгкий пример для подражания, т.к. естественное стремление подростков и молодежи получить “всё и сразу” плохо стыкуется с многолетней работой. Потому не следует поощрять – например, закрывая глаза, – легкие пути к обогащению, через криминальную деятельность. Наоборот, молодежь должна совершенно ясно видеть, что путь преступлений ведет в мрачную тюрьму, а не в роскошную виллу.

Третье, хвалить и критиковать всех нужно за одни и те же действия в равной степени. Попытки “компенсировать” якобы или на самом деле имевшую место несправедливость в прошлом, усугубляют проблему многократно, а не уменьшают её.
Если что-то в прошлом извиняет нарушения или ошибки в настоящем, то оно должно извинить нарушения и в будущем. Во всяком случае так чувствуют те, кому разрешили нарушать закон сегодня.
Потому один из частых способов развратить значительную категорию населения якобы нацеленными на благо действиями властей – запретить критику в адрес этой категории (или дозволить в заметно меньшей же степени, чем в отношении остальных).

Четвертое, преференции группе распределяются внутри неё неравномерно – чем более ленив и подл человек, тем больше он получит всяких незаслуженных благ. Тогда как трудолюбивые в той же самой группе получат относительно меньше. Что создаёт стимул внутри группы вести себя плохо, а не хорошо. Не будем забывать, что мы имеем дело с группой, склонной к иррациональному поведению, не умеющей точно просчитывать собственные будущие выгоды и убытки.
Какой бы социальной категории не обеспечивали “предпочтения” – хоть халяву, хоть безнаказанность, – наибольшую выгоду получат самые коррумпированные и криминальные среди “облагодетельствованных”.

Пятое, предпочтительное отношение к группе со стороны политиков и чиновников имеет внутреннюю логику: чем дальше результаты от ожидаемых, тем вероятнее, что добавят еще больше поощрений/халявы/безнаказанности. Потому что распределяющие преференции никогда не отбирают что-либо у себя, но исключительно у других. И ведь в конце концов доказать, что изначально был прав в вопросе необходимости “помощи” некоей этно-группе/социальной категории/культуре/конфессии, приятнее, когда это делается за чужой счет. Потому в этом случае сильнее хочется настоять на своём видении проблемы и решения.

Шестое, государственная и/или политическая поддержка группы, склонной по культурным или религиозным (или еще каким) причинам к иррациональному поведению, закрепляет у членов группы привязанность к самым контрпродуктивным действиям. Потому что именно такие действия помогают идентифицироваться с группой.
Одновременно рациональное, выгодное в средне- и долго-срочной перспективе поведение становится всё более редким. Внутри группы происходит сокращение доли работающих и/или их влияние заметно снижается, тогда как лицемерное и вороватое “начальство” (вожди, “крикуны”-активисты, избранные политики, религиозные лидеры) и криминальные элементы свое влияние усиливают многократно. Продвижение по социальной лестнице оказывается возможно исключительно для бандитов и “вождей” и ни для кого больше (бизнесмены, инноваторы, деятели искусства, журналисты, писатели, ученые, философы, врачи, профессора в норме пользуются уважением и стоят заметно выше в глазах масс, чем бандиты или полит-агитаторы).

Седьмое, от деструктивных действий небольшого процента хулиганов, бандитов и демагогов в первую очередь страдают более вменяемые члены тех же групп. Это их дети не могут нормально учиться в школах и избиваются хулиганами, а то и присоединяются к бандам и погибают в бандитских разборках или от случайных пуль, это их бизнесы лишаются клиентов и возможных инвестиций, а то и вынуждены платить за “охрану”, это их уровень жизни снижается, как и степень самостоятельности в принятии решении, т.к. нужно оглядываться на рэкетиров, демагогов и распределяющих халяву (и одновременно запрещающих многое) чиновников.

Безусловно, в разных странах местные особенности и правила игры могут здорово отличаться, но внутренняя логика поведения приводит склонные к контрпродуктивному поведению группы к описанным выше нежелательным результатам.
Кажущееся безумным поведение приносит свои краткосрочные выгоды тем, кто в нём замешан, а тем, кто возглавляет – средне-, а то и долго-срочные выгоды. То есть в “безумии”, “иррациональности” есть доля рациональности, как минимум в том, что действующие “плохо” пользуются случаем, реагируют на стимулы, которыми их обеспечивает внешний мир (точнее – не желающие думать “на ход вперед”, а только выглядеть хорошо перед выборами политики).

Потому, закрывая глаза на мелкие преступления (или поддержку терроризма, участие в наркоторговле, незаконные поставки оружия, “гибридные войны”, захват территории у соседей, воровство технологий, и т.д., если мы говорим о целых странах), – как и следует из теории разбитых окон, – какой-то культурной, религиозной, этнической, расовой и т.д. группы или целой страны, общество или мир получает всё более и более серьезные проблемы.

Распределяя халяву, общество само себе создаёт проблемы. Но если распределение это отягощено преференциями в отношении каких-то категорий населения, то величина и количество проблем увеличиваются на порядок. Как и все изменения в моделях поведения широких масс, для усугубления ситуации нужно время – не месяцы, а годы. Но чем дольше некие группы заваливались халявой и/или безнаказанностью, тем в сильнее закрепится разрушительное в первую очередь для самих групп поведение. И тем больше будет негативное воздействие на общество в целом.

Одним словом, сложности сосуществования разных культур или стран могут быть сглажены умными действиями, или преумножены глупыми действиями. Смотря, что поощряется и что наказывается – конструктивное или деструктивное поведение, и насколько равные критерии оценки используются в отношении разных стран или групп.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , , , . Bookmark the permalink.

6 Responses to Условия сосуществования

  1. Mishel Tabachnick says:

    “Распределяя халяву, общество само себе создаёт проблемы. Но если распределение это отягощено преференциями в отношении каких-то категорий населения, то величина и количество проблем увеличиваются на порядок.” Здесь, по-моему (и не только по-моему, об этом хорошо пишет Латынина), кроется самая закоренелая и закостенелая проблема, порождающая кровавые конфликты, о которых Вы пишете. Чтобы распределять халяву создаются мощные международные бюрократические структуры, неизбежно заинтересованные в сохранении и усилении ситуации порождающей халяву Замкнутые друг на друге, халявщики и “благодетели” создают порочный круг преступности и безнаказанности первых и покрывающих их формальным сводом законов вторых. Пример таких преступных, но прикрытых “законом” преференций – две раздутые беспредельно (прежде всего в финансовом плане) комиссии ООН по т.н. “помощи беженцам”. Одна – для т. н. “палестинских беженцев” (придуманный вопреки всем законам термин), вторая – для всех других народов. А финансы поровну (!) делятся между ними. Количество “беженцев” катастрофически растёт, хотя закон запрещает вносить в их число последующие поколения. Растёт и численность управленцев. Только один пример.

    Like

    • khvostik says:

      Мишель, да, это серьезная проблема, которую не желает решать ООН, а вернее – 5 постоянных членов СовБеза. я думаю, что если бы Америка, Франция и Англия проголосовали против финансирования, а РФ и КНР дали ясно понять, что они могут поддерживать структуру самостоятельно, если она им так дорога, то проблема была бы закрыта.
      но на уровне отдельных стран мы видим вполне подконтрольные политикам чиновничьи структуры, которые могут точно также распределять деньги на любые другие нужды (по-хорошему их бы надо совсем упразднить, но я согласен для начала перенаправить ресурсы на нечто менее вредное для общества).
      еще один важный момент, Мишель: я написал под впечатлением израильских событий, но держал в голове и все похожие ситуации с халявой – в Америке, Канаде, ЕС и т.д. проблемы хоть и разные, но корни у них одинаковые. потому то, что в случае ООН проблему решить нельзя, не означает, что проблема нерешаема для всех прочих – для израильских арабов, американских черных, всяких мигрантов в ЕС и т.д.
      да, чиновники не заинтересованы терять власть и ресурсы, коими “командуют”, да, чиновников становится больше, но в демократических странах есть возможность изменить ситуацию, и необходимость сделать это будет всё очевиднее год от года – по мере усугубления социально-криминальных и экономических проблем.
      тем не менее как мы знаем из истории, политики могут очень долго в упор не замечать проблемы, так что предсказывать, когда именно начнут решать и в какой стране первой, гадать не берусь.

      Like

      • Mishel Tabachnick says:

        Да, в том-то и дело, что эта болезнь касается не только – и не столько – нашего региона, Она давно стала всеобщей, но по-прежнему считается, что это касается только нас. Проблема самовоспроизведения разбухающего чиновничества как класса опасна сама по себе. А когда эта бацилла попадает в биологический бульон т.н. “корректирующей сегрегации”, болезнь становится смертельно опасной, поскольку в интересах “благодетелей” не только сохранять существующее взрывоопасное “равновесие”, но и расширять зависимую от них массу, поскольку их благополучие тоже зависит от их подопечных (как, к примеру, попытка демократов расширить свою электоральную базу путём сомнительных реформ чреватых опасными последствиями), Кстати, пример Израиля просто хрестоматийный. На внешнем фронте – множество антисемитских организаций во главе с ООН и её одиозным “Комитетом по правам человека”. Масса финансовой халявы за счёт той же ООН и спецстатей бюджета стран ЕС (не говоря об Иране и пр.).. И количество из растёт. На внутреннем – халява из госбюджета для того, чтобы купит поддержку религиозных партий и успокоить бедуинский и арабский секторы. Результат налицо….

        Like

        • khvostik says:

          Мишель, спасибо за интересный комментарий.
          я никогда не слышал термин “корректирующая сегрегация”, поиск не особо помог. что Вы имели в виду?
          логика абсолютно понятна, именно так и происходит – чиновники, бюрократы и политики заинтересованы в раздувании проблемы, увеличении числа тех, кто паразитирует на системе, зависит от нее и одновременно обеспечивает системе смысле существования.

          Like

  2. Mishel Tabachnick says:

    Иван, спасибо за важный материал. Анализ Ваш, как всегда аргументирован, а выводы обоснованы. Вот так и живём в режиме воздушных тревог (в нашем районе, к счастью [!!!] их немного, но в некоторых городах – ад). Это не впервые. Но вот проблема, о которой Вы пишете, так остро проявилась впервые – враг не только внешний, но и внутренний. Ситуация ещё хуже, чем Вы описываете, поскольку внутренних террористов совсем немало. Арабисты говорят о проблеме выросшего поколения (16+), которые внезапно оказались более агрессивны и более религиозны (а, значит, под сильным влиянием мечетей), чем их отцы (хотя и те ….). Пылают синагоги, сожгли дотла два образцовых еврейско-мусульманских театра, стреляют в евреев, врываются в их дома – кстати, с помощью их арабских соседей… Не уверен, что ситуация под контролем, несмотря на аресты….

    Like

    • khvostik says:

      Спасибо, Мишель, на добром слове.
      В эмиграции существует проблема второго поколения – у евреев и итальянцев в начале 20 века она проявилась в появлении мафии. Среди молодых иммигрантов мусульман есть более религиозные, чем родители, и как следствие более склонные к террору и прочим агрессивным действиям.
      Однако, как мне кажется, ситуация в Израиле отличается, хотя механизм похож – безнаказанность и халява. Действия соседей-доносчиков – отдельная большая проблема, которая мне не понятна. Нужно, видимо, какие-то материалы поискать, если такие статьи имеются.
      Мирное сосуществование, похоже, при нынешней политике властей невозможно. Потому арабо-израильские театры не нужны… Но то, что в Израиле нужно защищать синагоги от вандализма или поджогов – вообще не лезет ни в какие ворота!!!

      Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.