Учеба и ограничения

Сразу признаюсь, что в педагогике я не специалист, тем не менее рискну поделиться предположением, которое я сделал после многолетних наблюдений за результатами школьного и университетского обучения в Северной Америке, сравнительно с собственным советским (и западным) опытом и описанным в художественной литературе 19 и 20 веков (русской, английской, французской, немецкой и американской).

Предположение моё скорее интуитивное, чем доказанное. Сразу признаюсь, что цифры взяты с потолка, никакой эмпирики за ними не стоит.

Итак, первое исходное наблюдение: за последние несколько столетий степень свободы в процессе обучения школьников и студентов постоянно увеличивалась, что означало всё меньше и меньше ограничений и дисциплины со стороны преподавателей и учителей (во всяком случае на Западе). Второе: в течение достаточного долгого времени результаты улучшались сравнительно с методом тупого и бессмысленного зазубривания, практиковавшегося в Средние века и раньше, но в какой-то момент продолжение “освобождения учащихся от всех и всяческих рамок” начало оказывать негативное влияние на качество образования.

Думается, что на графике это выглядит примерно так. Скатывание вниз после пика более острое, чем предшествовавший подъём (чтобы подчеркнуть, что это не нормальное распределение Гаусса).

Естественно, возникает вопрос: что предполагается под свободой и как оцениваются достижения? Степень свободы ученика в данном случае обратно пропорциональна количеству ограничений со стороны учебного заведения и степени принуждения, которая имеется у школы/универсистета. Показатель этот относительный: если учащиеся не могут сорвать образовательный процесс, свободы меньше, чем если могут.
Поскольку критерии, по которым ставят оценки меняются, то под учебными достижениями понимались общие знания, которые были у предыдущих поколений в той же стране, а также способность учащихся и выпускников критически оценивать информацию и делать самостоятельные выводы, независимо от мнения преподавателей и авторов учебников.

Думается, что полного отсутствия свободы при обучении быть не может, как вряд ли можно достичь 100% успеха в образовании. Но – повторюсь, – цифры взяты с потолка, цепляться за них нет смысла, если кому-то хочется, чтобы мы на пике дошли до 100, а обе оси сходились в точке с нулевыми значениями по обоим осям, это не сложно исправить.

Главное – это идея, что увеличение свободы образования, т.е. отказ от каких бы то ни было рамок в среднем случае является контрпродуктивным. Если хвалить не за результат и не за усилия (когда-то в советских табелях была графа “прилежание”, т.е. старательность ученика, усилия, которые он прикладывает, не зависимо от его способностей), то мы в большей степени лишим учащихся стимулов к знаниям, чем обеспечим их оными стимулами.

Да, отдельные гении могут учиться самостоятельно, но их внутреннее стремление к знаниям накладывает на них куда более жесткие рамки, чем учителя на большинство учеников во второй половине 20 века (и вообще сравниваться средних учащихся с составляющими сотые или тысячные доли процента исключениями не корректно).
Для большинства же людей ситуация диктует, в какую сторону изменится их поведение. И в современном западном образовании, как мне кажется, ситуация не способствует настоящему стремлению учиться, как попытке разобраться в предлагаемых вопросах, найти нечто новое, попытаться посмотреть под непривычным для себя углом.

Рискну предположить, что в обозримом будущем этот график (нечто подобное, а не конкретно эта, приманная иллюстрация, разумеется) будет подтвержден документально. Пока же делюсь ничем и никем не подтвержденным соображением.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.