Бизнес-взгляд на оппозицию

На сайте Форума Свободной России опубликовали заметку Каспарова о российской оппозиции, либеральной тусовке, советской истории и будущем страны.

Гарри Кимович в частности пишет: “Демонтаж путинской диктатуры сегодня, как и 10 лет назад, является первоочередной задачей российской оппозиции, без решения которой все разговоры о будущем России являются абстракцией, а по сути представляют собой изощрённую форму защиты режима.”

Слова хорошие, но ошибочные. Почему? Попробую предложить своё видение ситуации.

Свой пост в “Фейсбуке” (откуда взят текст для Форума Свободной России), Каспаров начинает с напоминания о проекте 2010 года «Путин должен уйти», который подписали более 150 тысяч человек. Но и среди фрондирующей части российской творческой интеллигенции в 2010 далеко не все поддержали предложение.

Впрочем куда важнее, общее количество подписавших (153 тысячи на 10 октября 2020) – чуть больше одной десятой процента населения РФ (146 млн).

Господа, если вас поддерживает 1.4 ПРОМИЛЛЕ взрослого населения страны, то потенциально вы можете удвоить и утроить число сторонников. Потом увеличить их число пятикратно сравнительно с нынешеним, но и десятикратное увеличение находится на грани фантастики.

Когда некую идею поддерживает 0.14% населения, но потенциально их число может дойти до 0.7%, но вряд ли до 1.4%, эта идея не имеет электоральных перспектив. В бизнесе это называется нишевый продукт. Переход из ниши на массовый рынок крайне сложен и требует радикального пересмотра концепции. Удерживать покупателей нишего продукта можно, а вот привлечь новых, ничего не меняя, имеет шансы выигриша в лотерею.

Точно та же проблема имеется у российской оппозиции. Дело не в риске политических репрессий или избиении гестаповцами за участие в пикетах и демонстрациях. Видео-канал Форума Свободной России на сегодня имеет 67.6 тысяч подписчиков, при том, что на канале появляются многие известные публицисты и оппозиционеры. Канал будет продолжать привлекать новых подписчиков, в этом нет сомнения, но как и с письмом об отставке кремлевского архи-вора, настоящей заинтересованности широких масс не заметно и потолок аудитории, боюсь, ограничен той же самой нишей в полтора (максимум – семь) промилле. Это означает, что электоральные последствия существования канала ничтожны.

Я не собираюсь никого учить жизни и говорить, как лучше, как нужно делать, я только указываю на то, что конкретная бизнес-модель не работает. И если эту бизнес-модель не изменить, результаты не изменятся.

Теперь давайте вернемся к процитированной в самом начале заметки фразе Каспарова о том, что является “первоочередной задачей российской оппозиции”. Безусловно, бизнес нельзя приравнять к политике, а политику – сделать копией бизнеса. Тем не менее общие психологические установки похожи: как и в бизнесе, так и в политике, сделка заключается, если она выгоднее обоим сторонам, чем любая из альтернатив.

Если человек хочет устроиться на работу или продать кому-то некий товар или услугу, он должен убедить нанимателя/покупателя, что тот получает нечто ценное, нечто выгодное и полезное этому самому нанимателю/покупателю.
Тот, кто покупает, словно бы задает себе вопрос, слушая продавца: “Что лично я с этого получу? Чем мне данная сделка будет выгоднее других, предлагаемых сегодня сделок?”

В идеале наниматель может получить хорошего работника, а покупатель – лучший товар в данной ценовой группе. И до тех пор, пока есть сомнения в том, что конкретная сделка обеспечит оптимальный результат, ее будут откладывать.

Российской оппозиции следует принять как данность, что россияне активно не хотят революции, они могут быть недовольны властью, но революция и любая резкая смена власти им кажется опасностью, чем-то страшным (из-за неопределенности или вспоминая, что русский бунт, как всем известно из школьной программы, – бессмысленный и беспощадный). Реальная это опасность или воображаемая, не имеет значения. Нужно просто принять, что люди боятся революции.

Но не хотеть чего-то не означает 100%-ную невозможность согласиться с этим самым. Согласиться можно, если на круг это покажется выгодным. Люди могут согласиться на высокую цену товара, если это связано с высочайшим качеством или престижностью. Или наоборот могут смириться с непритязательным дизайном, если товар дешев.

Точно также россияне могут согласиться на смену режима, если они поймут, что это в большей степени соответствует их интересам, чем сохранение нынешней системы власти. Но предлагать людям нужно именно то, что выгодно им, а не то, что пугает их, как период возможной турбулентности после устранения клептократической “вертикали”.

Что именно хотят россияне? Я, живущий в Канаде, не знаю, об этом нужно спрашивать у россиян, приглашенных в фокус-группы и на панельные дискуссии. Причем спрашивать не своих сторонников, не оппозиционеров, а тех, кто не входит в оппозиционную тусовку, жителей крупных и средних городов, жителей деревень и поселков, предпринимателей и наемных работников, людей с высшим образованием и со средним, обеспеченных и не очень.

Задача этих обсуждений – узнать, что именно мешает людям, что именно они хотели бы изменить в жизни, что им мешает во взаимоотношениях между государством и отдельным человеком. Не навязывать свои взгляды, а узнать взгляды людей.
Отталкиваться нужно от фактов, а не пытаться втиснуть факты в узкие рамки своей идеологической или политической концепции. Нет нужды принимать всё узнанное, как основание для новой программы действий. Но программа действий должна опираться на самые важные находки – на болевые точки российского общества.

Как узнать, что нашли именно болевые точки, что новые предложения соответствуют интересам россиян? Поддержка будет исчисляться на порядки большей поддержкой – не промилле, а десятки процентов.

Гарри Каспаров и российская оппозиция в целом могут считать своей важнейшей задачей – устранение воров из кооператива “Озеро” и КГБшников от власти, но если оппозиция хочет добиться поддержки не ничтожной доли россиян, нужно предложить людям нечто привлекательное для них лично, нечто однозначно выгодное им.

Задача политика – предложить нечто, выгодное избирателям/гражданам, и при этом соответствующее (или хотя бы не противоречащее) его собственному мировоззрению. На первом месте должны быть интересы людей, а не собственные.
Разумеется, никто не запрещает тешить собственные комплексы, но если такой подход привлекает 0.14% избирателей, он контрпродуктивен для оппозиции, действительно желающей достичь целей.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.