Поколение “социалистов”

Один из самых острых вопросов в современной Америке: что стало с молодежью, почему она поддерживает социализм больше, чем предыдущие поколения? И это не только теоретические рассуждения, ведь взгляды людей трансформируются в результаты голосования как на праймериз (Демпартии), так и на грядущих выборах президента и Конгресса в ноябре.

Большую долю сторонников “демократического социалиста” Берни Сандерса составляет молодежь

Несколько лет назад, когда разбирал вопрос, почему молодежь более левая, старался не концентрироваться на Соединенных Штатах, но рассуждать в общем, потому что практически во всех странах молодые люди больше поддерживают изменение существующей системы. Все упомянутое в заметке 2016 года применимо и к Америке 2020, но странное снижение поддержки капитализма в последние годы именно среди американской молодежи при неизменности, – а то и росте! – поддержки социализма требует более пристального разбора.

Так что давайте начнем с результатов опроса “Гэллапа” в ноябре 2019:

Как мы видим именно в группе, охватывающей людей в возрасте от 18 до 39 лет замечен спад симпатий к капитализму, тогда как у людей средних лет за 9 лет поддержка капитализма особо не изменилась, но поддержка социализма возросла.

Почему это происходит? Предположений хватает. Кто-то упоминает сложную ситуацию на рынке труда и долги за высшее образование, кто-то добавляет к этому плохое знание истории. Опрос Гэллапа больше никак нам помочь не может, нужна дополнительная информация.

В сентябре 2019 “Фонд памяти жертв коммунизма” провел опрос 2100 американцев об отношении к капитализму, коммунизму и коллективизму. В опросе выяснилось, что:

  • симпатии к капитализму снизились у “поколения Z” (16-22 года на момент опроса) на 6% и “миллениалов” (23-38 лет) на 8% сравнительно с 2018 годом;
  • симпатии к социализму в целом снизились с 42% до 36%, но среди “миллениалов” они около 50%;
  • большинство американцев находит характеристику “капиталист” нейтральной, не оскорбительной;
  • характеристику “социалист” полагают оскорблением 37% (в 2018 было 30%);
  • характеристика “марксист” или “коммунист” представляется оскорблением 49% и 61% соответственно;
  • только 57% представителей “поколения Z” и 62% “миллениалов” считают Китай – коммунистической, а не демократической страной;
  • 76% опрошенных не знают, что пакт Молотова-Риббентропа практически послужил началом Второй мировой;
  • 15% “миллениалов” считают, что мир был бы лучше, если бы Советский союз до сих пор существовал.

Это уже моя компиляция нескольких страниц опроса, чтобы с одной стороны было понятно, как определяются поколения (возраст на сентябрь 2019) и какую долю в населении каждое поколение составляет, а с другой, чтобы показать изменение популярности коммунизма среди “миллениалов” с 2018 по 2019.

Теперь крайне важные пункты:

  • “миллениалы” в меньшем проценте случаев изучали коммунизм в средней школе, но с большей вероятностью изучали в университетах;
  • в среднем опрошенные отмечают, что в рамках школьного курса о коммунизме говорили более негативно, чем в университете, но “поколение Z” и “миллениалы” говорили, что коммунизм был представлен в положительном свете и в школе, и в университете чаще, чем предшествующие поколения.

О том, как благие намерения и не особо удачные идеи довели молодое поколение американцев до проблем, подробно написано в книге Джонатана Хайдта и Грега Лукианоффа The Coddling of the American Mind (желающие могут скачать на английском тут, очень достойная книга!). Проблемы молодежи выводятся из распространенных среди “прогрессивных” родителей и педагогов “истин”:

  • что нужно всегда доверять своим чувствам:
  • что нужн всегда укрываться в безопасности от всего, чего только можно (авторы используют парафраз Ницше – “то, что не убивает тебя, делает тебя слабее”);
  • что жизнь состоит из борьбы хороших и плохих людей.

Авторы с железной логикой (а чему удивляться, коль один – очень крупный психолог, а второй – юрист) разбивают прогрессивные догмы. Увы, тенденцию по усугублению ситуации с шизофреническими “микроагрессиями” или предупреждениями о возможной “травме” переломить книга не смогла – те, для кого она писалась, ее читать не стали.

Позволю себе указать на то, что авторы-американцы – не только Лукианофф и Хайдт, но и публицисты, – не замечают.

Школьная программа в Канаде и Америке на практике крайне слаба в том, что касается мировой истории, географии (за пределами Северной Америки), естественных наук, да и по математике заметно уступает российской/советской. Чтобы суммировать уровень местного образования достаточно одной шоколадки:

Похоже, что ни у кого из десятков людей, связанных с производством и продажей этой канадской шоколадки, и тысяч покупателей не мелькнула мысль, что на северном полюсе пингвины не живут. И это говорит о многом.

Выше я намеренно подчеркнул “на практике”, т.к. теоретически канадские школьники должны знать очень много. Это выясняется, когда родители пытаются перевести своих отпрысков в среднюю школу при университете Торонто, для поступления в которую нужно пройти вступительный экзамен. Этот экзамен крайне сложен – уровень общих знаний, которые ожидаются от учеников 4-5 классов, удивил знакомых аспирантов-театроведов из Восточной Европы (речь именно об общих знаниях – древняя история, мифология, история культуры и т.п., а не о знании каких-нибудь редко используемых слов английского языка).

Так что удивляться тому, что молодые американцы и канадцы далеко не все страны могут найти на карте мира, нечего. Как и тому, что не знают толком ничего о преступлениях коммунизма. А коль не знают о преступлениях коммунистов, уничтоживших десятки миллионов людей (отмечу, что отсутствие этой статьи на русском весьма показательно!), то и увязать преступления коммунистов с марксистами не могут. А от марксистов провести логическую цепочку к социалистам – задача уже совсем невозможная.

Даже в пору противостояния мировому коммунизму – до 1991 г, – когда американцы знали о преступлениях коммунистов заметно больше, американцы пребывали в неведении о том, как много связанных с советской разведкой лиц было среди высокопоставленных чиновников в конце 1930 – 1940-ых. Об этом подробно рассказывает Дайана Уэст в книге American Betrayal: The Secret Assault on Our Nation’s Character. Так что не удивительно, что после развала Союза, когда потребность противостоять советской пропаганде в Штатах уменьшилась, знания у каждого последующего поколения молодежи о преступлениях коммунистов уменьшались всё больше и больше.

Еще одно доказательство совершенно вопиющего незнания мировой истории американцами от 16 до 39 лет: опрос во всех 50 штатах обнаружил, что 19% в Нью-Йорке считают, что евреи сами виноваты в том, что нацисты их уничтожали (в целом по стране 11%), 58% опрошенных в Нью-Йорке, городе, где живет полтора миллиона евреев, не могли назвать ни одного гетто или лагеря уничтожения (в среднем по стране – 48% не могли назвать ни одного, а 56% не знают название Аушвиц/Освенцим), и 60% в НЙ не знали, что 6 миллионов евреев были убиты во время Холокоста (в целом по стране – 63% не знали).

Несмотря на то, что в школах дают основы бухгалтерии и экономики, понимания, как работает рыночная экономика у людей нет. Нет этого понимания и у абсолютного большинства выпускников университетов. И это несмотря на то, что великолепных книг по экономике на английском больше, чем на каком-либо другом языке (все же среди крупных экономистов американцев больше, чем представителей любой другой страны, а еще есть англичане!). И это огромное упущение, причем не только левые слабо представляют вопрос, но и, к огромному сожалению, подавляющее большинство правых.

В значительной мере проблемы американского школьного образования выросли из педагогической философии Джона Дьюи (1859 – 1952), который акцентировал внимание на том, чтобы вырастить полезных граждан, и на том, чтобы обучение базировалось на труде и игре. За десятилетия идеи извратили так, что вместо граждан школы начали готовить активистов, которые ни за что не отвечают, но “гонят волну”, а от труда и игр остались в основном игры, с получением знаний не особо стыкующиеся. Что уж говорить, если предмет не требуется для поступления в университет и преподается на крайне поверхностном уровне, как мировая история и география.

Изменения происходят постепенно: поколение, переставшее видеть в коммунистах врагов, взращивает – и как родители, и как учителя, – поколение, которое не видит в коммунизме ничего плохого (потому что это поколение слабо знакомо с вопросом), а уж это поколение будет выращивать тех, кто не зная вообще ничего о коммунизме, ассоциирует с последним всякие светлые мечты (почему – тема отдельного разговора).

Средним образованием дело не ограничивается, проблема усугубляется в университетах и колледжах. К 2012 году молодые американцы, закончившие школу 10 лет назад, за это период в 84% пытались учиться в колледже или университете, но только в 34% получили дипломы. Зато 79% имели долг за получение/попытку получить высшее образование (только 5% обошлись без кредитов или сумели их выплатить) и у 55% долг на этот момент был больше $10 000. Из тех, кто поступил в колледж/университет, но не получил диплом 79% зарабатывают меньше $40 000 в год.

Ситуация усугубляется тем, что значительное число поступает не ради диплома, дающего возможность хорошо зарабатывать (практичность выбора образования куда более характерна для иммигрантов, чем американцев/канадцев в третьем-пятом-десятом поколении), а ради интересного времяпрепровождения и чтобы при этом не слишком напрягали трудной учебой. Потому идут изучать психологию, философию, литературу и английский язык (а не инженерное или сестринское дело, математику, компьютеры, статистику, бизнес администрирование, финансы или хотя бы педагогику). Получение степени бакалавра по легким для изучения специальностям дает право работать продавцом, водителем или охранником.

Те же специальности открыты и для выпускников средних школ, и даже тех, кто среднюю школу не сумел закончить. Единственное отличие – выпускники университетов и колледжей должны выплачивать долг за учебу. А он с каждым годом всё больше, потому что в университетах всё больше “комиссаров” по “разнообразию” и прочего никчемного административного персонала. Последних стало больше, чем преподавателей еще в 2005 году, и тенденция сохраняется, так что именно из-за “административных работников” растет стоимость высшего образования в Штатах.

Однако вернемся к тому образованию, которое получают или пытаются получить молодые люди. Если мы говорим о гуманитарных факультетах, то низкий уровень общих знаний не позволяет студентам провести параллели с другими странами (да и если не знаешь географию, то и о существовании других стран задумываешься реже) и критически переосмыслить предложенную преподавателем теорию. Слабая естественно-научная подготовка означает, что научный метод в гуманитарных штудиях не используется, никто не собирает факты, чтобы на их основании сделать вывод. Начинают с вывода, под который подыскивают факты, а те, что не подтверждают, – игнорируют.
Такой подход идеален для марксизма, который разбивается о реальность, но если игнорировать факты, не залезать в детали и не задавать вопросы, то всё выглядит просто идеально!

Почему молодежь выбирает непрактичное образование? Потому что их родители слишком хорошо живут и полагают, что могут позволить своим детям выкинуть десятки тысяч долларов и 4-6 лет жизни ни на что. Это одно из следствий повышения уровня благополучия. Я назвал это “ловушкой благополучия” и вкратце описал концепцию в летней заметке о крахе цивилизации. Вероятно, тему нужно развить в отдельном тексте.

Еще одно следствие того, что студенты не желают напрягаться, – они и марксизм не изучают толком, никто Маркса, Энгельса, Ленина и компанию не штудирует. Поверхностный, примитивный пересказ лозунгов выдается столь же ленивыми и ничего не знающими преподавателями, презирающими факты и логику. Может быть, необходимость на самом деле изучать труды “основоположников” и лишила бы идею флёра, тогда как лживый и поверхностный пересказ лозунгов кажется привлекательным.
Потому поддержка “социализма” не означает передачу средств производства из частного – в общественное владение, но только надежду получить халяву.

Так что не стоит удивляться тому, что сотни тысяч лоботрясов, которые в университете сумели заработать только долг, но отнюдь не знания и диплом, ведутся на обещания “бесплатного высшего образования” или “прощения долгов за учебу в университете”. При том, что стоимость этих и других обещаний халявы – безумные триллионы долларов, которые страна не может себе позволить!
“Социализм” для лоботрясов – та самая морковка, за которой бежит осел.

Продвижение “социализма” выгодно и не способным выдержать конкуренцию с нормальными исследователями преподавателям всяких “гендерных”, “расовых” и всяких “критических” штудий. Рыночной ценности весь этот бред не имеет, потому что ни знаний не дает, ни навыков полезных для работы, а существует этот питомник антинаучной чуши только из-за боязни элиты противостоять лжецам-активистам, терроризировавших общество в конце 1960-ых – начале 1970-ых.

Аналогично “социализм” выгоден школьным учителям, которым не нужно вкладывать в детские головы знания, обучать их хоть каким-то полезным навыкам, вместо этого можно играть, внушать, что “каждый ценен” вне зависимости от достижений и поведения, “развивать через игру” и пытаться избежать проверки знаний учеников с помощью объективных тестов. Согласитесь, что проще всем, у кого нужный цвет кожи, или выходцам из семей, получающих пособия, или по еще каким, не имеющим никакого отношения к учебе, признакам, поставить хорошую оценку, чем заставлять всех сидеть, слушать, запоминать, по несколько раз объяснять материал, проверять понимание и т.д.

Подчеркну еще раз: марксизм, точно также как национал-социализм, возносит на пьедестал групповую идентичность, а не личную ответственность. Принадлежишь к “правильной” группе – и всё в шоколаде! “Правильная группа” может означать самые разные вещи: пролетариат – для большевиков, “арийскую расу” – для нацистов, “угнетенных” – для современных западных леваков.
Так в число “угнетенных” заносят и женщин, и всех черных (включая миллионеров, крупных политиков, музыкальных, спортивных и прочих “звезд”), и тех “цветных”, что не желают упорно учиться и работать, и сексуальные меньшинства, и преступников, и наркоманов, и бездомных, и некоторые категории психических больных, – одним словом, заметно больше половины населения.

И находящиеся в окружении многочисленных активистов-“гуманитариев”, преподаватели и студенты остальных факультетов, предполагая, что все профессора используют такой же научный подход, как в естественных и технических науках, начинают поддерживать всякие безумные идеи. Из лучших побуждений и потому что не посчитали нужным приложить минимальные усилия и проверить поддерживаемое на соответствие фактам и логике.

Таким образом рискну предположить, что поддержка “социализма” молодыми американцами означает лишь интеллектуальную ленность, скудность исторических и экономических знаний, отсутствие логики и критического мышления, а также нежелание работать и отвечать за собственные поступки.

И если это предположение хоть отчасти верно, то изменением школьной программы, предложением интересных курсов по истории, экономике и критическому мышлению для школьников (и на более серьезном уровне – для студентов университетов, в этом случае необходима еще и бесплатность), можно в определенной мере исправить ситуацию.
В противном случае уже лет через 20 слишком большой процент американцев будет верить в социалистические сказки, так что страна отправится в зыбучие пески социалистических экспериментов, которые гарантированно разоряют любое общество.

И не исключено, что в других западных странах ситуация еще тревожнее и печальнее, и говорить нужно не о 20 годах, а о 15-10, а то и о средне-срочной перспективе.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.

10 Responses to Поколение “социалистов”

  1. Vladimir says:

    Глубокая статья. И буду перечитывать. Мне кажется выход в цели, которую должен взять на себя капитализм – Виедение и рост базового дохода населения с моральной ответственностью в своих действиях и посоупках. Как-то так. Для равенства.

    Like

    • khvostik says:

      спасибо, Владимир, за комплимент. приятно 🙂

      Вы в своем комментарии упредили тему моей следующей заметки – как раз о морали в данном вопросе я начинаю писать (вряд ли за день управлюсь).

      Like

  2. Anonymous says:

    Статья первоклассная, и рамки фейсбука, конечно, тесны. Ее бы на английском печатать бы с прожолжением хотя бы в ” New York times”, но там скорее повесятся, чем признают правду. Речь о реальном сползании мира к повторению советской катастрофы. И пока это представляется неизбежным.

    Like

    • khvostik says:

      прежде, чем опубликуется комментарий от нового или анонимного пользователя, комментарий должен быть одобрен, вот он и не был виден Вам сразу после публикации.
      я ответил на него ниже (еще раз спасибо за лестную оценку моих скромных трудов!)

      Like

  3. М ishel says:

    Идут бараны, бьют в барабаны… кожу для них дают сами бараны…написано Брехтом тыщу лет назад. А поди ж ты…

    Like

    • khvostik says:

      Мишель, верное замечание. но я сторонник отделения ситуации от людей: когда ситуация благоприятствует тому, чтобы выбирать глупость или более легкий путь, больше людей выбирают этот путь.
      можно принять за данность, что люди не желают напрягаться, не желают лишний раз думать, если им за это не платят (в редких случаях, если это хобби). потому молодежь не желает напрягаться и изучать историю и географию, если им не нужно это для поступления в университет. а если можно воспользоваться чьим-то мнением в политике, то опять же хорошо – меньше собственных ограниченных ресурсов потратишь. вот и не думают, вот и следуют как бараны за всякими козлами-провокаторами 😦
      теоретически ситуацию можно исправить, или хотя бы не навредить следующим поколениям, если заняться школьной и университетсткой программой, убрать халяву и анти-западную, анти-американскую индоктринацию из государственных школ и университетов. но пока не похоже, чтобы этим кто-либо занимался 😦

      Like

  4. Anonymous says:

    Статья первоклассная, и рамки фейсбука, конечно, тесны. Ее бы на английском печатать бы с прожолжением хотя бы в ” New York times”, но там скорее повесятся, чем признают правду. Речь о реальном сползании мира к повторению советской катастрофы. И пока это представляется неизбежным.

    Like

    • khvostik says:

      спасибо большое за столь лестную оценку моей заметки! 🙂
      НЙТ, конечно, не опубликует ничего критического к левацкому агитпропу. но в конце концов всегда можно давать ссылку и на блог, если захотите поделиться с друзьями 🙂

      Like

  5. Mishel Tabachnick says:

    Прошу прощения, это у меня дважды срывалась запись на мобильном. Поэтому остался анонимным. Вполне согласен, что надо отделять ситуацию от людей, но ведь опасность не в этом. Опасны не бунты молодёжи – они были и будут. Опасно гниение изнутри системы, а именно это сейчас происходит с западной цивилизацией. Поэтому возможны путины и Китай, и то что следует из этого. Меня поражало в 70-ые годы поклонение французской интеллигенции маоизму : их, видите ли, восхищало, что “слово правит миллионами”. Но то был частный случай. А сейчас зараза лже-покаяний расползается по всему миру.

    Like

    • khvostik says:

      Мишель, спасибо за уточнение.
      меня тоже беспокоит левизна значительной части западного истеблишмента. согласен с тем, что это по сути гниение системы изнутри.

      я не уверен, внутренняя ли гниль Запада дозволила существование авторитарных режимов левого толка в разных странах. когда Буш-младший пытался впихнуть демократию некоторым азиатским странам – Ираку и Афганистану, – то обнаружилось, что демократия годится отнюдь не для всех культур.
      если мы посмотрим на этнических китайцев в Сингапуре, то при наличии экономической свободы, и намека на политическую свободу там нет. Тайвань очень долго, заметно дольше, чем другие союзные Америке страны послевоенной поры, шел к подобию демократии.
      не исключено, что и китайская культура плохо совместима с демократией. это не страшная проблема, если не появляется партия с глобальной идеологией (типа коммунистической). но я о том, что не факт, что гниль левой западной интеллигенции не является причиной – даже третьей или пятой, – приведшей к нынешним действиям Москвы или Пекина.

      Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.