“23 Storytelling Techniques from the Best TED Talks”

Практически всем приходится – кому-то часто, кому-то крайне редко, но вряд ли среди читателей данного блога найдется хоть одно исключение, – произносить хоть какие-то речи, делать презентации или доклады на работе, рассказывать что-нибудь родственникам и друзьям. Одним словом, все мы имеем возможность или бываем вынуждены (в зависимости от того, как мы относимся к происходящему) выступать перед аудиторией. Аудитория может быть большой, может быть маленькой, но в отличие от разговора тет-а-тет, который ни у кого проблем не вызывает, большинство из нас, обычных людей, нервничает и волнуется.

Причин для волнений несколько, но в основном мы переживаем о том, что недостаточно хорошо выступим, не сможем четко донести свою мысль, потеряем аудиторию, т.к. будем слишком скучны, вывалим слишком много деталей, так что слушатели потеряются в них, или наоборот – опустим важные детали, чем лишим собственную аргументацию основательности и доказательности. Так что, предполагаю, вопрос, как выступить наилучшим образом, интересует многих.

На поле мастеров публичных выступлений серьезная конкуренция. Во всяком случае в англоязычном мире. Книг и статей можно найти тысячи. Прочесть их нет никакой возможности. Да, видимо, и нужды нет, т.к. в основном речь будет идти или об одном и том же, или авторы будут противоречить друг другу. И никаких шансов у читателей выяснить, кто же из них прав, нет. Вернее так: у нас нет объективных критериев для проверки истинности подхода разных “теоретиков”. Можно попробовать разные стили и выяснить, какой подходит больше всего. Ну, или можно положиться на логику: если нечто звучит логично и нам кажется, что на нас самих такой бы подход подействовал, то, скорее всего, и на других, пусть не на всех, но на значительную часть, оный подход подействует.

Иногда я нахожу книги целенаправленно (прочитал статью автора, ищу его книги), иногда случайно. Книжка или даже брошюрка (всего 41 страница), о которой хочу рассказать, была найдена случайно, об ее авторе – Акаше Кариа, – никогда раньше не слышал, Википедия о нем не пишет, тем не менее материал мне понравился.

Итак, “23 Storytelling Techniques from the Best TED Talks” – “Техники рассказывания историй, используемые лучшими ораторами TED Talks” (книгу на английском можно найти тут).
В англоязычном мире весьма популярны “TED Talks” – выступления известных людей о своей работе, исследованиях, жизни – обо всем, что кажется им заслуживающим внимания. Выступления ограничены 18 минутами, можно меньше, но все стараются использовать отпущенное время максимально.

Упомянутый Акаш Кария проанализировал 200 выступлений на “TED Talks” и сделал для себя 23 вывода, каковыми и делится в книжке. В последней, девятой, главке он суммирует свои находки, перевод каковых и предлагаю.

1. Смотрите видео известных, популярных выступлений, анализируйте, что и как делает выступающий, чтобы воздействовать на аудиторию.

2. Захватить внимание аудитории желательно в первые 30 секунд. Если не получилось, велик шанс, что данная публика так и не сможет настроиться на “вашу волну”.

3. Не утомляйте людей стандартным вступлением/представлением, куда эффективнее начать с истории.

4. Истории мощно воздействуют на людей, потому что это самая удобная для нашего сознания форма получения информации.

5. Истории уносят слушателей в мысленное путешествие. Противостоять этому очень сложно, нужны сознательные усилия, на которые люди, пришедшие послушать Вас.

6. История должна быть Вашей личной, а не услышанной/прочитанной где-то.

7. Одним из важнейших элементов истории является – конфликт, какое-то противоречие, сложная проблема, которую нужно решить (иначе “всё пропало!”). Чем серьёзней конфликт, чем сложнее проблема, тем сильнее Ваша история захватит аудиторию.

8. Когда готовите выступление, полезно спросить самого себя: “Достаточно ли серьезен конфликт, вызовет ли он эмоциональный отклик?”

9. Если в истории, которую Вы собираетесь рассказать, нет конфликта, она не вызовет любопытства, и, следовательно, не будет интересна слушателям.

10. Персонажи в Вашей истории должны быть живыми, для этого требуются детали, героев нужно описать как можно подробнее, но при этом всего несколькими мазками. Два три коротких предложения, чтобы люди смогли себе представить в красках действующих лиц.

11. Апеллируйте к чувствам людей, давайте пищу разным органам чувств.

12. Чем ярче детали, тем легче людям будет представить.

13. Описание должно воздействовать на максимальное число чувств: как выглядит, как двигается, как говорит, как пахнет, даже какой у этого (может быть) вкус.

14. При этом не размазывайте сдобренную корицей манную кашу по тарелке – звук при этом бывает неприятный. (Постарайтесь быть максимально кратки, но воздействовать на все органы чувств)

15. Конкретика в деталях помогает: не “несколько дней назад”, но “3 дня назад”, не “лет 20”, а “21 года”.

16. Когда Вы точны в деталях, это добавляет доверие к Вашим словам.

17. История должна заканчиваться хорошо, чтобы вдохновлять. Морализаторство – типа “дети, не будьте такими, как Влад!”, – мало кому нравится.

18. Вы должны закончить выступление “на высокой ноте”, когда зал испытывает положительные эмоции.

19. Информация воспринимается и запоминается лучше, когда подана в форме диалога. Диалоги получаются короче и выразительнее пересказа. А если умеете говорить разными голосами или с разной интонацией за разных персонажей – добавите себе очков.

20. В истории должен быть какой-то “момент просветления”, эдакая искра, которая поможет герою истории преодолеть трудность – решить задачу, разобраться в конфликте и т.п.

21. Аудитории нравится узнавать, как герой изменился за время истории.

22. Историю нужно закончить так, чтобы донести до публики свою идею, то, что Вы хотите, чтобы люди запомнили.

23. Заключительная мысль должна быть короткой, чтобы людям было легко запомнить её и потом повторить уже самостоятельно.

Такие вот соображения у Акаша Кариа. Не для любой ситуации они годятся, например, доклад начальству о ситуации на проекте, превращать в историю о собственном духовном росте не стоит, дабы не лишиться работы. Тем не менее во многих случаях, когда хочется убедить слушателей (и зрителей, если мы говорим о видеоконференции или вебинаре и т.п.) в чем-то, сконцентрироваться на одной главной мысли и заинтриговать историей, хотя бы для того, чтобы завладеть вниманием, – может быть, удачным и продуктивным подходом.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.