Мораль не все понять способна

В американском правом, консервативном издании “Федералист” с неделю назад вышла статья “We Killed God, Family, And Community — And Now It’s Killing Us”, в которой, как можно догадаться из названия (а если этого не достаточно, то о том же четко говорит подзаголовок), проводится параллель между разрушением религии, семьи и общины и массовыми убийствами.

Автор отмечает, что у американцев в течение последнего века было полуавтоматическое оружие (он вспоминает, как в его школьные годы многие старшеклассники приезжали в школу с ружьями в машинах), но до относительно недавнего времени доступность оружия не приводила к столь серьезным проблемам, как сегодняшние. Эпидемия смертей от передозировки наркотиков, рост числа самоубийств, увеличение доли рожденных вне брака детей, снижение числа посещающих церкви, рост социальной изоляции — все эти тенденции последних лет и являются (по мнению автора статьи) причиной негативных изменений в обществе. Причем все упомянутые факты изменений в поведении американцев подкрепляются ссылками на статистику. Не подкопаешься.

Безусловно, в американском обществе, как в определенной степени во всех западных странах, с 1960-ых происходят серьезные изменения. Об этом подробно и интересно писал Чарльз Мюррей в Coming Apart: The State of White America, 1960–2010, то есть опять же автор статьи (подозреваю, что настоящее имя скрыто, а подпись – Thane Bellomo – псевдоним, т.к. вообще никаких сведений об авторе нет, что для данного издания не характерно) прав.

Но быть правым в деталях или найти корреляцию, еще не значит быть правым в целом и найти каузацию (причинно-следственную связь).

Если посмотреть на статистику массовых убийств, – это преступления, в ходе которых из огнестрельного оружия убили и/или ранили не менее 4 человек, не считая самого преступника, – то обнаружим постепенное увеличение числа случаев за последние десятилетия в 1920-ые – 3 массовых убийства, в 1930-ые – 2, в 1940-ые – 3, в 1950- 1, в 1960-ые – 6, 1970-ые – 14, в 1980-ые – 21, в 1990-ые – 29, 2000-ые – 36.

График количества убитых в массовых “расстрелах” за последние 40 лет весьма красноречив:

Deaths from mass shootings - 1980-2018

Можно сказать, что мы еще раз доказали правоту автора “Федералиста”? Не совсем, давайте посмотрим на другую статистику – количество убийств на 100 тысяч населения США с 1900 по 2010:

Murders per 100 000 Americans - 1900-2010

Как мы видим, с конца 1990-ых идет серьезный спад в количестве убийств на душу населения, так что к настоящему времени мы дошли до уровня, который был в 1940-50-ых. Если уж распад семьи и нежелание платить ежегодные взносы церкви и должны в чем-то проявляться, так это в общем числе убийств, а оно падает.

Даже если принять во внимание рост числа убийств с 2014 (спасибо Обаме за то, как он подыграл черным расистам и бандитам в Фергюсоне, Миссури в августе четырнадцатого), все равно уровень относительно низкий для Америки (для того, чтобы было понятнее в 2017 было в РФ – 9.3 убийства на 100 тысяч населения, а в Штатах – 5.3):

Murder rate 1990-2017

График отсюда.

Так что же получается: количество убийств в общем падает, но массовых убийств становится все больше и больше?! Да, за первые 15 дней августа 2019 в Штатах было 17 массовых “расстрелов”. В основном — бандитские разборки, но и недавние преступления в Техасе и Огайо (днями об этом писал). И поскольку левая пресса пишет в основном о сумасшедших, особенно тех, что может хоть каким-то боком связать с правыми или неонацистами, каковых тоже относит к правым (пусть это и 100 раз не так!), то люди попадают под воздействие эффекта доступности: то, что на слуху, кажется и определяет восприятие ситуации в целом. Несмотря на то, что ситуация в общем и целом — если сравнивать ее с тем, что было 10-20-30-40 лет назад явно улучшается.

Нет нужды оспаривать факты, но всегда полезно посмотреть на то, что упустил автор, что не вписывается в предлагаемую им схему.
В нашем случае автор перечисляет несколько тенденций социальных патологий (наркомания, массовые убийства) и проводит параллели с изменениями в обществе (снижение веры, развал семьи и общины). Но если наркомания — это широкая проблема, которую можно связать увеличением доли неверующих и “лишенных семьи” (т.е. детей, выросших без отцов, увеличение числа разводов и снижением доли людей, живущих в браке), то массовые расстрелы — проблема не столь широкая, скорее она касается ничтожной части общества, а на общее количество убийств в стране рождение детей вне брака или снижение доли тех, кто ходит еженедельно в церковь не сказывается. Во всяком случае к такому выводу нас подводят факты.

Можно предположить, что часть проблемы массовых “расстрелов” – запрет практики принудительной госпитализации психиатрических пациентов (это началось в 1975, т.е. постепенный рост числа массовых убийств с 1960-ых этим объяснить нельзя! Но мы знаем, что с середины 1960-ых американские суды стали мягче относиться к преступникам, что вызвало всплеск преступности – с 1964 по 74 убийств стало вдвое больше, что — по идее, – должно было привести и к увеличению числа массовых убийств). Так что в итоге большее количество сумасшедших ходят по улицам и, ко всему прочему, имеют право приобрести оружие. Некоторые известные случаи массовых убийств, особенно попадающие на первые страницы газет и подробно освещаемые на телеканалах, как раз этим и объясняются.

Но есть и еще несколько факторов, которые также играют роль, и вот как раз о них левая пресса и говорить не желает.

Как уже упоминалось, в 2014 году в штате Миссури началось очень любимое левыми движение черных расистов, устраивающее массовые беспорядки и мешающее работе полиции. Так что последняя предпочла самоустраниться от выполнения своих функций и фактически перестала патрулировать черные районы. Отсутствие контроля со стороны полиции привело к росту числа разборок между бандами. Для примера возьмем Чикаго, где в последние годы существенно – примерно в полтора раза! – выросло число убийств:

Chicago homicides - 2013 - 2018

Но не только к росту числа преступлений привел фактический отказ полицейских работать из-за страха быть обвиненными в несправедливом отношении к черным, но и тому, что более 90% убийств не раскрываются, причем жертвами становятся в основном черные, т.к. именно в районы их компактного проживания не желает заходить полиция. Что приводит к тому, что бандиты не таясь устраивают стрельбу на улице при свете дня, попадая и в случайных прохожих, и в людей, живущих в домах рядом.

Chicago homicides - 2019 - Victims - Assailants - Clearance

Информация отсюда (специфическую страницу на данном сайте выбрать нельзя, т.е. в 2020 году по данной ссылке будут данные за соответствующий год, а не за 2019, доступный сегодня).

Но не может ли быть так, что проблемы Чикаго – локальные? Безусловно, может. Потому давайте посмотрим на другой город – Балтимор. В 2012 году было 217 убийств, в 2013 – 235, в 2014 – 211, в 2015 – 342, в 2016 – 318, в 2017 – 342, в 2018 – 309, в 2019 (на 16 августа) – 214. Как можно заметить, в 2015 произошел резкий скачок – примерно на 60%. Почему? Потому что в черные расисты устроили в 2015 погромы, и полиция практически самоустранилась, отдав город на откуп бандам. Но американские левые клеймили полицию и поддерживали черных расистов, что привело к увеличению числа убитых среди черных же, т.е. дурная политика дорого обошлась как раз тем, о ком левые якобы заботятся.

В столице страны – Вашингтоне, – точно такая же проблема: тенденция начала 2000-ых по снижению числа преступлений была переломлена в 2015 новой волной преступности – скачок за один год почти на 60%:

Washington DC - Homicide trend - 1998 - 2018

Отмеченные в трех городах тенденции роста числа убийств (та же проблема и в некоторых других городах) не просто влияют на общее число убийств в стране, – упоминавшийся выше небольшой подъем числа убийств на 100 тысяч населения, – но приводят к тому, что обалдевшие от безнаказанности бандиты начинают палить друг в друга на улицах, не задумываясь о невинных людях, которые попадают под огонь. Именно это и приводит к дикому росту массовых “расстрелов” в последние годы (за первые пятнадцать дней августа 2019 года – 17 случаев).

Однако рост числа убийств в городах в последние несколько лет (с 2014-15) – это реакция на безнаказанность, никакой связи с долговременным трендом на снижение религиозности (в 1948 – 2% были по сути атеистами, в 2018 – 20%) или роста доли рожденных вне брака детей.
Еще один важный момент — упомянутое в статье в “Федералисте” разрушение общины, разрыв социальных связей в обществе не подтверждается статистикой участия людей в волонтерской деятельности в 2005 было больше, чем в 1974 и 1989:

Volunteering in USA - 1974 - 2005

Последние имеющиеся данные 2015 года, – 25% американцев были волонтерами, – это чуть ниже, чем в 2005, но все же выше, чем в 74 и 89. Так что говорить о разрушении общины и социальных связей, как о чем-то доказанном, не получается.

Одним словом, изменения в обществе могут нам нравиться или нет, но наши моральные суждения далеко не всегда позволяют сделать правильные выводы. Не особо симпатичные моралистам тенденции не обязательно связаны с негативными последствиями для общества, несмотря на то, что полагаются “грехом”. Можно сказать, что чем меньше измерений в модели (например, если мы судим на основании библейских ценностей), чем меньше разной информации в оной модели приводится, чем реже читателя подводят к необходимости задуматься над альтернативными толкованиями, тем вероятнее, что читателем манипулируют, что автор, сам того не желая, впал в ошибку подтверждения и, по неизбежности, запутывает аудиторию.

Да, мы, люди, предпочитаем простые пути и четкие, однозначные объяснения, но мир вокруг нас отнюдь не столь однозначен, процессы обратной связи влияют на поведение и могут привести к прямо противоположному эффекту, чем предполагает идеологическая или моралистская схема. Выгода – материальная, психологическая, социальная или духовная, – может подталкивать нас отнюдь не к тому поведения, которое от нас требуют религиозные или идеологические нормы, и предлагаемая ситуацией выгода может легко перевесить любые морализаторские установки. То, что понималось грехом в прошлом, то, что до сих пор считается грехом, в большинстве случаев ситуационно, т.е. в других, отнюдь не невозможных обстоятельствах может быть ценным и желанным поведением в кратко-, средне- или долго-срочной перспективе. Но зафиксированная в религиозных текстах и практиках мораль не предусмотрела подобное развитие событий и однозначно отвергает некое поведение или подводит к неверным выводам о возможных последствиях этого самого поведения.

Посему всем нам стоит быть особо осторожными, когда решаем сделать “глобальный” вывод только на основании наших моральных ценностей. Последние могут служить путеводной звездой, но превращаются в зыбкую почву для анализа происходящего.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.