Особенности гетто-экономики

В Торонто и окрестностях есть сколько-то (полагаю, что счет идет на многие сотни, а то и на тысячи!) бизнесов, которые держат выходцы из бывшего Союза. С какими-то я имел дело, про какие-то рассказывали, ни о каком серьезном анализе речь не идет, перед Вами, дорогой читатель, очередная спекуляция.
Заметил странность: некоторые бизнесы, нацеленные преимущественно на русскую (в смысле русско-язычную, а не этнически-русскую) общину, явно завышают цены сравнительно с аналогичными бизнесами, не связанными с общиной, а другие, ориентированные на ту же группу, – держат цены ниже, чем местные конкуренты. Не понятно, не правда ли?

Но прежде, чем разбираться с этим вопросом, стоит понять, почему русских бизнесов в Торонто много, а в некоторых частях Канады или некоторых штатах нашего южного соседа, их почти нет? Вопрос не столько в количестве представителей общины, сколько в их концентрации.

Согласно переписи населения 2011 года в Канаде более 550 тысяч русскоязычных, из которых примерно 170 тысяч проживают в провинции Онтарио, более 100 тысяч в Большом Торонто. Выходцев из РФ в Канаде более 80 тысяч (на 2011 год было 73 тысячи и каждый год добавляется по 2 тысячи), остальные – из прочих республик бывшего Союза.
Согласитесь, полмиллиона всего или сто тысяч в Большом Торонто – это не так уж и много. Однако концентрация выходцев из бывшего Союза в определенных районах довольно высока. Так например, в одном из избирательных округов внутри городской черты Торонто на русском говорит до 20% избирателей, в одном из северных пригородов – на русском говорит 8.4%, в другом – 5.4%, в еще одном – 2.4%.
И такое “кучкование” характерно не только для “наших”, к примеру, в одном из пригородов Торонто – китайцев 45%, в другом – 34% итальянцев.

Значительный процент русскоязычной общины составляют инженеры и программисты, иммигрировавшие по программе для обладателей нужных на канадском рынке профессий. В подавляющем большинстве инженеры и программисты работают в канадских компаниях, зарплата у них выше средней, посему достаточно много обеспеченных семей, относящихся к верхней части среднего класса.

Поскольку на относительно небольшой территории живут в достаточном количестве платежеспособные клиенты, естественно, что именно на них могут ориентироваться бизнесмены. Для того, чтобы выживал “русский” (или любой другой этнический) бизнес, работающий преимущественно с представителями одной из общин, нужна некоторая минимальная концентрация клиентов, иначе бизнес должен будет искать потенциальных клиентов среди разных групп и перестанет удовлетворять нашим условиям.

Почему этнически-ориентированный бизнес предлагает более низкие цены, чем конкуренты? Или – в других случаях, – почему предлагает более высокие?

Если присмотреться, то обнаружим, что “русские” авторемонтные мастерские, компании по ремонту домов, мужские парикмахеры, да и продовольственные магазины и кондитерские в Большом Торонто, предлагают услуги и продукты по ценам не выше, а обычно ниже средне-городских.

А вот маникюрши, парикмахерши, ювелирши и кондитерши, работающие на дому, т.е. имеющие ничтожно мало накладных расходов сравнительно с конкурентами, работающими в салонах, и практически гарантированно скрывающие большую часть доходов от налоговых органов, берут заметно больше, чем их конкуренты-канадцы (маникюршами, насколько я могу судить, работают в основном выходцы из Юго-Восточной Азии, часто – филиппинки, таиландки, вьетнамки и т.д.).

Получается парадокс: те бизнесы, что ориентированы на потребителей-мужчин, просят за свою работу меньше внутри гетто, а бизнесы, что ориентированы на потребителей-женщин, поднимают цены.

Рациональных объяснений этому не найти. Правда, при этом нельзя сказать, что женщины ведут себя напрочь иррационально и не предполагают альтернативного использования ограниченных ресурсов: когда речь идет о покупке одежды, покупательницам куда труднее угодить, чем покупателям, особенно достается работникам и владельцам этнических магазинов – дамы хотят “самый лучший товар по самой скромной цене”, а уж унижать умеют и любят. Фактически получается, что выпендриваться в “русском” магазине можно на порядок больше, чем в канадском.

Таким образом странности касаются, par excellence, не товаров, но услуг. Причем не просто услуг, а в основном свидетельствующих о статусе. Женщины не переплачивают за услугу сравнительно с аналогичной, доступной вне “гетто”, они платят и за услугу, и за подтверждение собственной особенности, своего более высокого, чем средний, статуса. Это как плата за бренд. Только без наличия известного миру бренда. По сути выпендреж перед самой собой и подругами.

Причем количество желающих заплатить за демонстрацию – в узком кругу! отнюдь не “urbi et orbi”! – своего относительно высокого статуса заметно больше, чем количество женщин, заинтересованных в оказании таких услуг, которые одновременно должны принять на себя удар, признаться в якобы более низком статусе.
Что крайне важно: женщина может захотеть продемонстрировать свой статус другой женщине, в том числе той, что ее обслуживает, но не будет доказывать свой статус мужчине, поскольку она может манипулировать им иначе.

У мужчин статусные разборки проходят по-другому: доказать, что не “ниже”, чем другой мужчина, можно только тем, что избегаешь “разводки как лоха”, т.е. избегаешь лишних трат, находишь более дешевый вариант. А вот перед женщиной утвердить свой статус мужчина может только тем, что делает “широкие жесты”, включая оплату ее изрядных и явно не ненужных трат.

Подобно тому, как покупатели лотерейных билетов или играющие на игральных автоматах, – обе категории, если исключить подростков и умственно отсталых, знают, что в долгосрочной перспективе они выкидывают деньги, – платят в основном за потакание собственной мечте, за возможность не просто фантазировать, но воображать, что делают что-то для осуществления мечты, так и участники некоторых якобы банально-экономических сделок платят за собственные фантазии и комплексы.
Потому переплата за укладку волос или новый маникюр компенсируется ощущением иного, более высокого статуса.

В одном старом анекдоте Ельцин уговорил своего шофера дать ему сесть за руль. Разумеется, их остановили ГАИшники, один подошел к машине, увидел, кто внутри и быстро ретировался. Второй его спрашивает: “Так чья же это машина?” – “Не знаю, но за рулем у него сам Ельцин!”.

Подозреваю, что за ощущение, что рулем у тебя Ельцин или “на посылках” сама Золотая рыбка, можно и заплатить больше, чем за точно такой же сервис, но без добавляемого чувства внутреннего превосходства.

Мои наблюдения касаются в основном выходцев из бывшего Союза, но у китайцев можно найти нечто сходное: китайские магазины и ресторанчики дешевле конкурирующих, а вот к примеру стрижка животных – кошек и собак, – у них дороже, чем на “внешнем”, канадском рынке. Видимо, действуют сходные механизмы: стрижка домашнего животного каким-то, косвенным образом может свидетельствовать о статусе стригущего относительно того, кто привел/принес животное на стрижку, потому – вероятно, – предложение ограничено сравнительно со спросом.

С точки зрения экономики, а не психологии, мы не можем говорить о сравнительном преимуществе, поскольку речь идет об одной и той же стране. Можно предположить, что перед нами абсолютные преимущества, т.е. товары и услуги, которые нельзя приобрести в иных компаниях, например, намного превосходящие их качеством. К сожалению, и близко ничего подобного – качество может быть и неплохим, но соотношение цена-качество сильно хромает. Да и чему удивляться, коли преимуществ массового производства в данном случае нет.

Тем не менее стоит отметить, что “русские” рестораны, дозволяющие пьяные танцы под российские попсу и шансон, явно обладают абсолютным преимуществом – ничего подобного канадские рестораны – французской, итальянской, японской, корейской, испанской, мексиканской, “американской” или “современной” кухни, – не предлагают. Потому ограниченное предложение заставляет – при неизменном, а то и растущем спросе со стороны выходцев
из бывшего Союза, – цены расти куда быстрее, чем в канадских ресторанах.

То есть в некоторых, специфических и ограниченных вопросах экономический подход натыкается на непреодолимое препятствие, которое приходится преодолевать с помощью психологии.
Аналогично есть психологические проблемы, которые удобнее разъяснять в рамках экономических моделей.
Поскольку и экономика, и психология изучают поведение одного и того же человека, но интерпретируют результат в разных системах координат, стоит помнить о взаимовлиянии и “взаимопроницаемости” этих двух подходов.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.