К Западу или от него движется Россия?

Ральф Питерс, в прошлом кадровый офицер американской армии (подполковник, занимался в том числе анализом СССР и советской армии), а ныне литератор и исследователь, в статье об истории российско-американских отношений бросил такую фразу: “Россия – менее европейская страна сегодня, чем она была в 1914. Не имеет значения, что люди одевают или какими товарами пользуются, важно как они смотрят на мир” (“… Russia is less European today than it was in 1914: It’s not a matter of what people wear or own, but of how they view the world”).

Зацепила меня эта фраза сильно. Сначала решил было, что ошибается Питерс, потом постепенно начал приходить к мысли, что может быть он и прав… Одним словом, давайте попробуем разобраться.

Безусловно, конец 19 – начало 20 веков были необычайно плодотворными для русской культуры: Достоевский, Толстой, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Петипа, Дягилев, Баланчин, “Русские сезоны”, Малевич, Кандинский, Шагал – это же колоссы, вершины мировой культуры. Спору нет. И сейчас, пожалуй, Россия (вместе с эмиграцией и добавлением всех пост-советских стран) не может похвастаться писателями, художниками и композиторами такого масштаба.
Но какое касательство имели все упомянутые гении к жизни среднего россиянина в 1914 году? Большинство горожан – о деревенских жителях и не вспоминаем! – Достоевского и Толстого не читали (если оставить в стороне вклад Льва Николаевича в создание текстов для системы народного образования – ведь известен он в основном не этим!), сочинения трех упомянутых выше композиторов толком не знали, про балет и авангардную живопись и говорить нечего.

Рискну предположить, что в 2018 году средний россиянин знает гораздо больше о жизни в Европе и Америке, чем средний россиянин знал в 1914.
O тoм, насколько взгляды россиян в 1914 году были похожи на взгляды европейцев, судить сложнее: все же культурные нормы на Западе менялись не так, как в Советском Союзе и потом в пост-перестроечной России. Когда две общности движутся в разных направлениях, а то и по разным плоскостям, то оценивать взгляды сложно, т.к. один и тот же человек в разных ситуациях приходит к разным выводам, словно бы демонстрируя разные взгляды.

Безусловно, до-революционная иммиграция на Запад ставила себе цель адаптироваться в новой стране, как и эмигранты времен революции и гражданской войны. Можно ли по их взглядам судить о взглядах оставшихся россиян? Нет, конечно.

Но несмотря на то, что часть эмигрантов составляли лучшие представители российской культуры, подавляющее большинство эмигрантов, включая уехавших на Запад солдат и офицеров Белой армии, новинками живописи и балета не интересовались. Чем они были более западными? Тем что пошли работать на заводы, как это сделали многие тысячи казаков во Франции (по рассказам Берберовой) или шли работать на швейные фабрики Нью-Йорка, как это делали многие тысячи еврейских иммигрантов в Америке – так это не из-за наличия у них протестантской этики, а по необходимости.
Выходцы из высшего сословия, сумевшие уехать с некоторым капиталом, особо себя не утруждали. Да и куча представителей интеллигенции, что в Париже, что в Берлине, Белграде, Праге, Стамбуле жили подачками более обеспеченных эмигрантов.

В начале 20 века марксизмом болели многие и на Западе, и в России. Возможно, в России даже больше. Сегодня среди американской молодежи симпатии к социализму (43-53%) выше, чем симпатии к социализму у молодежи российской (28%). Какой из этого мы можем сделать вывод, что западная молодежь стала больше походить на российскую или что российская копирует западные взгляды 30-40-летней давности?

Помимо людей искусства (например, в 1920-30-ые в Англии балетные танцовщики меняли английские фамилии на русские – такое было представление, сформированное благодаря русской балетной школе и в особенности “Русским сезонам” и их наследникам) Запад принял двух знаменитых россиян – Игоря Сикорского и Владимира Зворыкина. Плюс не будем забывать создателя кафедры социологии в Гарварде Питирима Сорокина и одну из важных фигур консервативной мысли Айн Рэнд. Были у перечисленных людей взгляды, соответствующие взглядам их западных коллег? Безусловно.

Но тогда давайте вспомним о неплохо вписавшихся в западный научный истеблишмент математиках Григории Маргулисе, Андрее Окунькове, Владимире ВоеводскомЕфиме Зелманове, Владимире Дринфельде, Александре Бейлинсоне,
Якове Синае, Илье Пятецком-Шапиро, Станиславе Смирнове, Максиме Концевиче, Михаиле Громове , Юрии Манине. Всё это лауреаты премий Филдса и Вольфа.

И вырази желание перебраться, на Западе с распростертыми объятиями встретили бы и Григория Перельман, и Владимира Арнольда.

Нет никаких сомнений, что физика Виталия Гинзбурга приняли бы ничуть не хуже, чем Андрея Линде, Алексея Абрикосова, Константина Новоселова или Андрея Гейма, или биохимика Александра Варшавского. И помимо этих известных ученых есть многие сотни куда менее известных ученых, нормально нашедших себя в западных университетах и научных лабораториях.

Если упоминались “Русские сезоны” и Баланчин, то почему бы не упомянуть Алексея Ратманского – хореографа в “American Ballet Theatre”.

Пусть Лера Авербах и не может (пока?) сравниваться с Рахманиновым и Стравинским, но зато исполнителей классической музыки и дирижеров много: Венгеров, Кисин, Герштейн, Бронфман, Рахлин, Майский, Репин, Керн, Владимир Юровский, Семен БычковВасилий Петренко и Кирилл Петренко, Ашкенази.

И можно ведь посмотреть на призеров конкурса Артура Рубинштейна , или кливлендского конкурса пианистовшопеновского , лидсковского или имени королевы Елизаветы – в международную художественную элиту постоянно проникают выходцы из России (и прочих стран бывшего Союза).

О чем это всё свидетельствует? О том, что в некоторых сферах Союз недавнего прошлого и современная РФ находятся на весьма неплохом уровне относительно достижений других стран мира, а также, что есть значительное число россиян, разделяющих западные ценности. Причем с учетом относительно лучшего образования в 2018 году сравнительно с 1914 годом (все грамотные, куда больший процент с высшим образованием, да и знания куда доступнее благодаря интернету) я бы рискнул предположить, что доля россиян – нынешних и бывших, – разделяющих западные ценности выше, чем 100 лет назад (помимо профессоров и музыкантов есть еще множество российских программистов, инженеров, прочих технических специалистов, а как отмечал Нассим Талеб среди финансовых аналитиков в Нью-Йорке полно бывших физиков и математиков из СССР).

Так что же подполковник Питерс ляпнул не подумав? Судя по статье, он ничего не ляпал. Он смотрел с иной перспективы: 100 лет назад большинство российских крестьян хотели “земли и воли”, т.е. больше личной свободы и возможности вести независимую предпринимательскую деятельность. Сегодня большинство россиян согласны лишаться свобод ради мифических военных побед и вполне реального всевластия правительства и чиновников. В этом плане произошел отход от западных ценностей. С уточнением – как их традиционно понимали.

Я упоминал выше поддержку идеи социализма среди американской молодежи. В Западной Европе давно идет отказ от свободы слова в угоду исламистам. Да и бизнесом в Америке хотят заниматься всё меньше людей, да и в Германии (впрочем с сайтом, откуда взята последняя ссылка, не всё просто – данные в основном на 2005-7 годы, и по ним получается, что предпринимательская жилка у канадцев в 2.5 раза сильнее, чем у американцев, и что у россиян она сильнее развита лучше, чем у тех же американцев).

Крестьянские ценности земли и воли (полагаю, именно о них думал Ральф Питерс, когда писал, что россияне в 1914 смотрели на мир также, как европейцы и американцы) ушли в прошлое, т.к. крестьян становится все меньше и меньше. Жизнь за 100 лет очень сильно изменилась. Получающие подачки от государства не особо переживают по поводу свободы слова и свободы ведения бизнеса везде – и в ЕС, и в Северной Америке, и в РФ.
Одним словом, оценить относительную дистанцию между усредненным мировоззрением россиянина и жителя западной страны сегодня и сто лет назад не получается: по каким-то шкалам они разошлись, по каким-то – поменялись местами, где-то сохранили дистанцию или даже сблизились.

Жалко, что Россия не пошла западным путем? Не знаю: для россиян выбранный путь менее выгоден, а вот Запад благодаря тому, что Союз/Россия выбрал непролазную и опасную дорогу, на которой россияне погибают слишком часто, не так быстро идет по пути самоуничтожения. Полагаю, что если бы не противостояние Кремлю – при власти коммунистов и при власти клептократов, – западная цивилизация была бы уничтожена уже во многих странах.

Хотя нельзя исключить, что не будь нужды бороться с коммунистами, возможно, Западу не нужно было бы вставать на “скользкую горку”, с коей невозможно не скатиться.

И самое важное – в последние годы Запад движется по той траектории, повторять которую чревато. Разумеется, Кремль гонит Россию по еще более опасной траектории, но сравнивать две опасные траектории дабы выяснить, кто кого обгоняет/догоняет – не стоит. Единственный разумный вариант – перестать ускоряться на дороге в пропасть, вообще уйти с этой трассы. Но пока ни западные, ни российские элиты не желают не то что останавливаться, но и хотя бы немного сбросить скорость.

Так что закончить на позитивной ноте не вышло…

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.