Магия “победоносия”

В последние годы празднование Дня победы приобретает в РФ все более и более странные формы. Уже несколько лет как в военную форму наряжают дошколят и младших школьников. На форму цепляются какие-то медали и погоны, явно не заслуженные, но при этом дети не в фуражках, а в пилотках, хотя парадная форма как минимум для офицеров предполагает фуражку. Выглядит это примерно так:

Pobedonosie-3
(случайно найденное в интернете фото)

Я все прекрасно понимаю про милитаристский угар, про отсутствие иных достижений, про “страну в кольце врагов”, про “перегибы на местах” и давление властей на бюджетников в детских садах и школах. Но не стоит списывать всё на внешние силы, т.к. дело не только и не столько в них.

Недавно – 8 мая, – в Торонто на площади перед мэрией прошел концерт, где в частности был сделан такой снимок:

Pobedonosie-Toronto
(фото из социальной сети)

Так получилось, что я знаю ситуацию: никакого давления “сверху” или из посольства не было. Большинство родителей выступающих детей высказались за то, чтобы дети были в подобии военной формы (не все!). Причем высказывались “за” и те родители, что с Украины и Молдовы. Кстати, украинские родители внушают детям, что Украина – это Европа и т.д.

Одним словом, есть в ситуации некая загадочность, необъяснимость. Ответа на вопрос “почему?” нет ни у кого, потому позволю себе поспекулировать.

Ситуация в Торонто – на первый взгляд, – не особо сложна: коли на русских телеканалах показывают детей в военной форме и это выглядит умилительно, то почему бы и нам не последовать их примеру?

Pobedonosie-1

Люди – существа стадные, значительное число повторяет за соседом. Тем более, что мы говорим о русской театральной школе, т.е. о тех, кто пытается сохранить у детей русский язык, дать какое-то знакомство с русской культурой (на самом деле советской, но не будем цепляться), т.е. о публике, не особо вовлеченной в местные англоязычные культурные события (как уже говорил – знаком с ситуацией).
Подчеркну еще раз, что не все родители были согласны с предложением, но большинство, а меньшинство вынуждено было принять это решение.

Хорошо, допустим, эмигранты скопировали за россиянами, но насколько россияне согласны со всем этим? Не может ли быть, что в условиях, когда плетью обуха не перешибить, люди не желают плевать против ветра, потому одеваются в подобие военной формы или участвуют в маршах “бессмертного полка”? Разумеется, может, некий процент россиян просто избегает неприятностей и придерживает свое мнение при себе, не споря и не ругаясь с остальными. Но поскольку значительный процент выходцев из бывшего Союза в Израиле, Штатах и Канаде разделяет ту же точку зрения, что и большинство россиян, я полагаю, что дело не только и не столько в прессинге и страхе перед репрессиями, а в ином.

Поскольку я знаком и с левыми, и с правыми, разделяющими обе точки зрения – кремлевско-реваншистскую (“можем повторить”) и уважающую чужой суверенитет (“Крым – это Украина”), – то политическое измерение отпадает. Тоже самое касается и богатства и бедности, работы в частных и государственных структурах, бизнесменов и безработных, религиозного измерения (православных и иудеев), или выходцев из РФ в сравнении с выходцами из союзных республик, или русских и евреев, украинцев и белорусов, любителей рока и любителей классики, читающих книги и читающих только СМС-ки и вывески. Никаких характеристик, которые позволят предсказать поведение группы нет. То есть нет рациональных критериев. Но каждый человек как-то решает для себя, с кем он.

Люди ведут себя неразумно, иррационально по самым разным причинам. Часто это означает, что неразумность – в одной сфере, а в другой сфере некую выгоду, – пусть и напрочь вымышленную! – люди все же находят.

Магия – одна из особенностей человеческого мышления: мы в некоторых случаях автоматически делаем ошибочные заключения o существовании неких связей между событиями, действиями, объектами, хотя связь случайна или напрочь отсутствует во множестве подобных ситуаций.

Помните, за что аборигены съели Кука? Они – согласно одному из куплетов песни, – хотели приобрести его силу и ум. Из таких же соображений женщинам нельзя одевать мужскую одежду в некоторых религиях – чтобы не стать равными мужчинам, т.е. обладание одеждой позвляет приобрести качество, связанное с другими носящими такую же одежду.

Так что дети – и не только они! – в форме времен Второй мировой становятся как бы равными солдатам, остановившим и прогнавшим врага. А когда форма на дошколятах, так это еще и вызывает умиление у тех, кто не особо вдохновляется раздуванием милитаристского духа, например, у женщин.

Pobedonosie-5

Допустим, – скажет читатель, – но чем плохо желание походить на тех, кто совершил геройские поступки? И будет прав: ничего плохого в уважении к павшим воинам или живым солдатам нет. Вот только не уважают в РФ ветеранов и солдат. Потому до сих пор тысячи оставшихся в живых ветеранов не получили обещанное жилье, тоже самое касается и сегодняшних кадровых военных. Потому все, кто только может уклоняются от службы в армии, а солдат до недавнего времени морили голодом (вроде как ситуация в последние годы стала лучше), а то и гадко издевались над ними.

Для сравнения можно посмотреть на Израиль, где в обществе сохраняется глубокое уважение перед армией, солдаты воспринимаются, как родственники, как свои. Да, есть желающие “сачкануть”, уклониться от службы, но общество в целом их осуждает (хотя некоторые группы могут гордиться тем, что не служили, например, чрезмерно верующие или леваки-пацифисты), представить, что в Израиле будет избран политик, уклонившийся от службы в армии, нельзя. Ничего подобного в РФ нет.

То есть в РФ наблюдается странная ситуация, когда реальная служба в армии не особо привлекает, уважения к армии нет, ветеранов не ценят, но акции “бессмертного полка” собирают по стране миллионы участников, в значительном проценте пришедших добровольно.

Я бы рискнул предположить, что мы имеем дело с типичным случаем магического мышления: раз я одел форму или сам, или на своего ребенка, значит мы уже прикоснулись к армейской службе, больше нам не надо ни уважать ветеранов, ни самим служить в армии. Форма становится суррогатом реальных действий.

Тоже самое касается фотографий: если я прошелся с фотографией, героя войны или даже своего собственного предка, то ходить на кладбище, ухаживать за могилами не нужно. Магическое действие совершено, никакие другие действия не требуются.

Наклейки на машины, прочая милитаристская символика подменяют реальные действия. И скрывают глубоко сидящий в людях страх, что нужно будет делать хоть что-то самим – служить в мирное время или, не дай бог, воевать.

Одновременно формируется общность верящих в магию, дающая чувство мнимого единения во время марша и в целом вокруг и около Дня победы. Поскольку никакой другой идеологии, объединяющей россиян нет, то “победоносие” (или как начали говорить в этом году – “победобесие”) вместе с ошибочным представлением об имперском величии являются единственным стержнем нации.

Ценности властной “вертикали” и примкнувших к ней чиновников и силовиков напрочь отвергают единение и общность, т.к. являются человеконенавистническими по отношению ко всем, кто ниже или не в “вертикали”. Воровать/вымогать взятки нужно по чину, и по чину же делиться ими с вышестоящими, если выполняешь приказы начальства без разговоров, то можно гнобить простых граждан – избивать их, насиловать, грабить, убивать. Но при таком раскладе есть острая конкуренция: то, что я не дам украсть соседу, я смогу украсть сам, взятка, не доставшаяся коллеге, достанется мне, т.е. каждый в клептократической системе заинтересован опустить, подставить, подсидеть соседа, а еще лучше начальника. Потому лояльность – высшая ценность системы, что система “заточена” под предательство в отношении всех вокруг, тот, кто лоялен, редок, его надо ценить, т.к. обстоятельства подталкивают к тому, чтобы подставить кого только можно.

Когда власть не имеет идеологии, способствующей единению нации, приходится пользоваться тем, что досталось в наследие от коммунистов, – память о страшной войне, которую коммунисты вели бездарно, почем зря уничтожая собственных солдат и офицеров, так что в каждой семье есть погибший или ветеран.

Магическое мышление помогает и здесь: если в прошлом наши предки выстояли в ужасной войне, значит и мы сегодня можем; если предки запустили человека в космос раньше американцев, то и мы можем в чем-то опередить американцев; если когда-то наши хоккеисты, якобы не профессионалы, побеждали канадцев и американцев, то и мы сегодня круты!

То, что делали предки, определяет наши возможности только в рамках магии – нечто незримое и необъяснимое должно перейти к нам, чтобы мы обладали – вопреки логике и фактам, – теми же самыми качествами, что и предки. Они шли в атаку на пулеметы, и мы вот идем маршем по улице, значит могли бы и на пулеметы пойти!

Совершаются две подмены:
– упор делается не на напрасных жертвах в попытках взять населенный пункт к очередному коммунистическому празднику, а на величии жертвы – чем больше жертва, тем более велик народ, который ее совершил;
– пройтись маршем на разрешенном и одобренном властями мероприятии ни в коей мере не тоже самое, что идти под огонь врага, уж если и проводить параллели марша с атакой на ДЗОТ нацистов, то надо вспомнить демонстрации “Он нам не царь”, а не выходы “бессмертного полка”.
И эти подмены возможны только в рамках магического мышления.

Магия предлагает смотреть в прошлое, как на отражение будущего величия. Озвучивается это обратным образом: будущее будет отражением прошлого величия. Но поскольку действий никаких не предполагается, более того, действия не приветствуются, т.к. они разрушают флёр магии, то смотреть можно только в прошлое и воображать, что в будущем будет еще лучше, больше, краше, круче!

Смотреть в настоящее не стоит, да и концентрироваться на настоящем опасно для власти, потому народу предлагается смотреть в прошлое, жить прошлым. Чтобы народ не мешал власти воровать в настоящем.

В качестве “дополнительного бонуса” власть получает более консервативное население: экзистенциальный страх перед грядущим исчезновением заставляет людей, которым напомнили об их собственной смертности, склоняться к более консервативным, традиционным взглядам. Это подробно разбирали и подтверждали в многочисленных экспериментах психологи, изучавшие terror management theory. Консервативность в данном случае не имеет ничего общего с современными американскими правыми, это скорее возврат к “сохе и лучине”, мечтания о “славной старине”, неприятие перемен, отвергание всего нового, любых инноваций.

То есть чем больше людей выходят на марши “бессмертного полка”, тем крепче сидят воры в Кремле, тем меньше шансов на перемены, на развитие страны, на улучшение жизни большинства. Ибо вместо того, что может изменить их жизнь к лучшему, люди предпочитают зачарованно смотреть в прошлое, которое предстает тем более величественным, чем меньше человек знает исторических фактов и деталей.

Зачем же люди выходят, зачем выбирают магическое мышление, когда есть альтернатива, например, в эмиграции в Канаде (равно в Америке, Израиле, Германии, Чехии и т.д.)?

Видимо, главный фактор – потребность в самоидентификации, в принадлежности к чему-то большему, чем собственная семья. Чем менее уверен человек в себе, тем острее потребность быть частью коллектива, но и среди достаточно уверенных в себе бизнесменов есть те, кому крайне важно ощущать свою принадлежность к группе. Поскольку религиозность как основа национальной самоидентификации отсутствует у значительного процента россиян и выходцев из бывшего Союза, а никакой объединяющей идеологии нет, то приходится базироваться на том, что у всех “нас” была общая история, были общие трудности и жертвы.

Разумеется, это всё выдумка – кто-то служил поваром, а кто-то разведчиком, кто-то шел в атаку, а кто-то лежал сзади в “заградотряде” или вовсе служил в лагерной охране. Но величие оставляют те, кто шел в атаку, так что потомки отлеживавшихся в заградотрядах представляют своих предков героями, идущими смело на врага, а не стреляющими подло в своих же. И величие предков переходит – магическим образом, – на потомков. И этой сказки достаточно для объединения значительного числа людей, как в России, так и в эмиграции. И чем хуже будет ситуация, тем – рискну предположить, – больше будет верящих в эту сказку.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.