О классиках и логике

Украинский политик Олександр Турчинов сославшись на цитату из “Хаджи-Мурата” Л.Н.Толстого делает довольно резкий вывод: “Эта страшная смесь ордынской жестокости, таежного хамства и многовековой рабской озлобленности и создали феномен российского народа. Он опасен и разрушителен, склонен к агрессии (бессмысленной и беспощадной). Тоталитарная форма государственности для него является необходимой системой сдерживания и укрощения. Война стала для русских формой самореализации, когда не сдерживают, когда можно проявить свое нутро.”

Как живущий в Канаде еврей (а не русский, в некоторых случаях тем, кто не принадлежит к обсуждаемой и осуждаемой группе, легче говорить, т.к. они не должны оправдываться), уже много лет осуждающий кремлевскую политику, включая аннексию Крыма и поддержку российской армией бандитов (якобы сепаратистов) в Луганской и Донецкой областях, позволю возразить уважаемому мной Олександру Турчинову (в отличие от многих других украинских политиков к нему у меня претензий нет, хотя с конкретным эссе я и не согласен).

Лев Толстой в упомянутой повести пытался показать жестокость двух сторон, но все же его симпатии в большей степени на стороне горцев. Когда мы обсуждаем некие действия, стоит проанализировать контекст. Жестокость была свойственна и горцам: аварцы убивали друг друга и до прихода русских войск, а сам Хаджи Мурат в начале воевал на стороне русских, т.к. мюриды ему не нравились еще больше. Да и в отношении русских и украинских переселенцев горцы проявляли жестокость. Более того, отсутствие жестокости принимали за слабость.

Была-ли жестока русская армия на Кавказе? Да, была, но в то время сентименты по поводу мирного населения не испытывали генералы ни в каких армиях – ни немцы, ни англичане, ни американцы.

Толстой описывает события 1851 года, когда в России было крепостное право. Добавляет ли это весомости выводу Турчинова о рабской озлобленности? В Германии крепостное право закончилось в 1848 году, а в России – тогда же, когда закончилось рабство в Америке. То есть оснований находить русских в 1851 году принципиально отличными от других народов той эпохи нет: отличия были, т.к. в большинстве стран Европы крепостное право было отменено раньше, чем в России, а в Америке рабство не касалось большинства, но это отличия в степени, а не переход к принципиально иному качеству.

Раз уж вспомнили Толстого, то трудно обойти тему телесных наказаний в русской армии (рассказ “После бала). Может быть в этом корни агрессивности русских, упоминаемой Турчиновым? Но в начале 19 века применяли шпицрутены и в английской армии, а в немецкой армии применяли их до середины 19 века – разница с российской армией в том, что прекратили в 1855, а не в 1863.

В 1857 году в Индии прошло восстание сипаев, в ходе которого обе стороны совершили достаточно жестокостей в отношении не только вражеских солдат, но и гражданского населения.

Вроде бы нигде в русской классике геноцид черкесов в 1864-7 годах не упоминается, но если сравнивать действия русской армии по уничтожению и депортации черкесов с действиями, к примеру, американцев в отношении индейцев, то опять же никаких принципиальных отличий мы не увидим. Разве что Майн Рид о семинолах и других индейцах писал сочувственно, а вот о черкесах Толстой не вспомнил или не знал.

Одним словом, середина 19 века была более жестоким временем, чем наше, совершалось множество действий, которые мы сегодня определяем как преступления, а тогда к ним относились иначе.

У логики есть еще одно важное качество – она должна применяться одинаково к любой стороне. Если мы посмотрим на классиков украинской литературы, то обнаружим, что Тарас Шевченко был антисемитом, да и к Гоголю есть аналогичные претензии. Дает ли это нам основания говорить об антисемитизме украинцев, как национальной черте? Если следовать логике Турчинова, то да. Хотя мне кажется, что никаких особых оснований нет.

Я прекрасно понимаю чувства Олександра Турчинова – РФ напала на его страну, напала вероломно, оттяпала Крым и ведет войну против Украины в Лугандонии. И поскольку большинство россиян одобряют оттяпывание Крыма у соседней, недавно братской страны, то претензии вполне можно выдвигать не только к Кремлю, но к россиянам в целом, как к соучастникам грабежа. Я не спорю с чувствами и основаниями для них, я спорю с теми доводами, которые используются явно по ошибке.

У писателей-классиков можно найти много резких цитат по поводу тех народов, к которым они принадлежат, а за одно и претензии ко всем соседним народам. Но логика требует не отсылки к авторитету, а внятных и логичных аргументов. В данном случае – обвиняя русский народ на основании цитаты из “Хаджи-Мурата“, – Олександр Турчинов ошибается. И ошибается очень сильно. Хочется верить, что он скоро это и сам поймет.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.