Не надо трогать Рождество

На “Радио Свобода” прошла дискуссия о правах атеистов в свете того, что Рождество сделали официальным праздником. Священник Яков Кротов и приглашенные им гости не особо пытались понять друг друга, но главное, что – как мне кажется, – решили ограничиться банальными штампами, суммирующими на самом поверхностном уровне позиции сторон.

Думается, что вопрос куда глубже, чем обсуждение в московской студии “Радио Свобода”.

Итак, мы имеем несколько граней вопроса:
– может ли формально светское государство сделать государственным религиозный праздник?
– не является ли дискриминацией использование праздника одной из религий, но не других?
– как быть со свободой совести, православной пропагандой и т.д.?

Если мы обратим внимание на другие страны, то даже в тех, где церковь отделена от государства, как в Европе и Северной Америке, Рождество является официальным праздником. И если Штаты – достаточно религиозная страна, то Канада и Западная Европа – в основном светские. И это никак не мешает иметь Рождество в качестве государственного праздника.

Разумеется, государства Запада сформировались в эпоху, когда влияние христианства было заметно выше, чем сегодня, может быть нельзя считать эту причину годной для 21 века?

В целом праздники – одна из важных осей культуры, которая связывает прошлое, настоящее и будущее на регулярном и очень простом, понятном всем уровне. Более того, праздники – одна из наиболее широко-охватывающих (если можно так выразиться) осей культуры: не все измерения культуры важны для всех групп населения, не ко всем аспектам культуры большинство людей возвращаются ежегодно (к примеру, наиболее принципиальные произведения литературы большинство читает только в школе).

Еще один важный аспект – праздники связаны в основном с положительными эмоциями. А вот изучение литературной классики или прослушивание музыкальных произведений может и не особо нравиться.

Религия играет не особо большую роль в жизни в современной РФ, Франции или Канаде, но в то время, когда формировались русская, французская или канадская культуры, христианство играло куда более серьезную роль, потому если не отказываться от культурного наследия, придется принять вместе с ним и религиозную составляющую. Касающуюся не только христианских, но и языческих праздников и обрядов.

Тут важно подчеркнуть, что религия приходит исключительно как часть культурного наследия, а не как набор догматов. То, что в Канаде никто не работает в Рождество, не означает, что всех заставляют ходить в церковь. Или вообще хоть кого-то заставляют. Кто хочет идти на мессу, идет, кто не хочет, может смотреть фильмы дома, готовить традиционную индейку, гуся или заказать пиццу. Никто никого ни к чему не обязывает, но если люди хотят сохранить культурную преемственность с предшествующими поколениями, предполагается, что семья соберется на ужин в сочельник.

Может ли правительство решать, какой праздник нужен людям? Если правительство может указывать в данном вопросе, то всегда будут какие-то несогласные, недовольные выбором того или иного праздника в качестве общегосударственного. Помимо дня независимости страны (или его аналога) больше никаких праздников можно и не навязывать, но поскольку жизнь в обществе власти пытаются упорядочить, то есть и другие общегосударственные праздники.

Чем Рождество хуже дня армии или дня Победы? Формально ассоциирующих себя с православием много больше, чем тех, кто служил в армии. Почему тем, кому хочется уважить память предков, воевавших во Второй Мировой, не хочется и уважить куда более многочисленные поколения своих предков, которые были православными?

А что делать тем, кто не относится к христианам, и чьи предки не относились? Мировой опыт предлагает несколько вариантов:
– в разных регионах/провинциях/штатах/республиках/областях могут быть разные праздники в дополнение к общегосударственным, например, для религиозного большинства в данном регионе;
– у каждого работника есть право на 1-2-3 личных/религиозных дня в году, представители религиозных меньшинств могут использовать их для своих праздников, а неверующие – уж как им вздумается;
– желающие работать в обще-выходные дни могут получать более высокую плату, например, 125%, 150% или 200% от платы в будни, т.е. те, для кого деньги важнее веры, могут подзаработать, и т.д.

Разумеется, если законодательство конкретной страны не предлагает альтернативы, т.е. если, к примеру, иудею/буддисту приходится отдыхать в Рождество, но нельзя взять оплаченный день отдыха в Йом-Кипур/Весак, можно говорить о дискриминации. Потому желательно, чтобы формально светское государство давало представителям всех религиозных групп и атеистам возможность получить пару дней для своих нужд. Если трудовое законодательство этого не дозволяет, то полезнее было бы бороться за это право, а не за отмену религиозных праздников, касающихся большинства.

Свобода совести не нарушается созданием православного телеканала, если на него не идут деньги из госбюджета. А вот обязательный школьный курс “Основы православной культуры” – нарушает. Курс-обзор мировых религий не вызывает вопросов только в одном случае – если он будет факультативным, т.к. в противном случае будет нарушено право атеистов на свободу совести.

Даже в отсутствие возможности получить оплаченные дни на личные/религиозные нужды нельзя говорить о том, что общегосударственное празднование Рождества лишает атеистов права на свободу совести. Как было упомянуто выше, это может считаться проявлением дискриминации по религиозному признаку, но не касается свободы совести, если только всех строем не заставляют идти в церковь.

Подозреваю, что в значительной мере заигрывание Кремля с православной церковью связано с желанием сделать обратное тому, что делается на Западе. И тут нужно сделать небольшое отступление.

Западные элиты настроены крайне анти-христиански, но об антирелигиозном настрое говорить не приходится в свете того, как те же самые элиты относятся к исламу. Потому российские атеисты пытающиеся “запретить” Рождество вступают на скользкую дорожку, которая ведет к фактическому лишению свободы слова. В Америке республиканцы и демократы занимают заметно отличающиеся позиции касательно декабрьских поздравлений: республиканцы в основном говорят “Merry Christmas”, а демократы – “Happy Holidays”. И там, где демократы дорываются до власти, они стараются ликвидировать всякие упоминания христианских корней праздников (см. тут, или в более общем виде здесь и здесь). То есть то, что начинается как борьба за свободу атеистов от религиозного прессинга, неизбежно придет к куда более жесткому подавлению свободы христиан.

Да, еще рано говорить о таком развитии событий, динамика ситуации в РФ скорее обратная, но тенденция к крайним способам решения вопросов, продавливании одной позиции в ущерб всем прочим, нежелание идти на компромиссы никуда не денутся, а такого мощного противовеса, как Первая поправка к Конституции, гарантирующая свободу слова и свободу совести в Америке, нет ни в одной стране. Потому в анти-христианском (и про-исламистском!) рвении левые элиты Запада (за исключением Штатов) заходят всё дальше и дальше. И нигде пока толком не удается ничего сделать. Так что не стоит ставить на то, что если в своем левом рвении российские атеисты и преуспеют, то смогут остановиться, не перейдя в противоположную крайность.

Одним словом, зря атеисты нападают на Рождество… В 21 веке куда большую смелость нужно иметь для защиты религии, чем для нападок на нее. Во всяком случае, пока мы не проснулись в исламском халифате.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.