Планка восприятия

Небольшое наблюдение. Обратил внимание, что я совершенно по-разному отношусь к концертам хороших и плохих оркестров: куда критичнее и строже сужу профессионалов, чем любителей. Я слышу ошибки любителей, но словно игнорирую их. Восприятие определяется в значительной мере тем, насколько высоко или низко мы ставим планку для этого самого восприятия.

Торонтский симфонический – один из лучших оркестров Канады, входящий в двадцатку лучших оркестров Северной Америки (на 59 месте в мире, а если выделить американские и канадские, то получится как раз 20-ое место; чтобы было проще оценить это, замечу, что из российских в данном рейтинге выше Торонтского симфонического только три – Русских национальный, оркестр Мариинки и оркестр питерской Филармонии). Он далек от идеала, но это крепкий, уважаемый профессионалами коллектив.
В нашем пригороде есть свой “филармонический” оркестр, состоящий из любителей, зарплату там получает только дирижер, она же музыкальный руководитель.

Однажды, не самым удачным вечером мы с супругой случайно попали на концерт этого местного оркестра. Программа из популярной классики. Включая “Влтаву” Сметаны.


Берлинский Филармонический под управлением Караяна

Ричмонд-хилловские любители играют совсем не так, как один из лучших оркестров мира в клипе выше, но я мысленно исправляю все ошибки, которые звучат со сцены, и практически использую далекое от совершенства исполнение как рельсы, с помощью которых моя память восстанавливает музыку в образ, близкий к идеалу. Я не столько слушаю любителей, сколько слышу музыку по памяти (это, разумеется, касается только самых любимых произведений, как представленная в качестве примера “Влтава). И для того, чтобы “служить рельсами”, оркестр не должен иметь пристойный уровень.

Тот же самый человек (ВПС 🙂) сидит и слушает Пятую Чайковского в исполнении Торонтского симфонического и буквально физически страдает от всех ошибок духовой части оркестра, от нечувствительности дирижера к музыке, от периодических проколов вообще всех на сцене. И это уже к моменту, когда оркестр разыгрался, т.к. фантазия-увертюра “Ромео и Джульетта” была исполнена напрочь ужасно, “Вариация на тему рококо” чуть лучше, а Пятая – с меньшим количеством ошибок, чем предыдущие сочинения Петра Ильича.

Стоит отметить, что публика в зале куда теплее принимала музыкантов, хотя реакция зала имела ту же тенденцию, что и мое восприятие: если зал хлопал вежливо, ВПС страдал, если зал хлопал с энтузиазмом, ВПС просто сидел, а если зал дошел до овации, ВПС чуть похлопал (больше композитору, чем исполнителям). 🙂

Получается, что куда большие ошибки любителей один и тот же слушатель может игнорировать, если захочет, если настроится, что нужно просто вспоминать нормальное исполнение, а вот профессионалам и небольшие ошибки ставятся в вину. Вернее так – могут ставиться, если слушатель настроен критически. А если бы оценивал тех, кто на сцене, как любителей, остался бы очень доволен.

Разумеется, дело не в любви к классической музыке пишущего эти строки, а в возможностях нашего сознания менять планку восприятия. Поскольку сознание у всех нас устроено плюс-минус одинаково, скорее всего и Вы, дорогой читатель, в каких-то вопросах ставите планку для оценки примерно одних и тех же действий разных людей на разную высоту.

Об этом стоит задуматься. И периодически об этом вспоминать.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.