“Toronto Summer Music”

В Торонто закончился продолжавшийся 3 недели “Летний музыкальный фестиваль”, представляющий собой мастер-классы для молодых музыкантов и концерты для публики.
В основном это фестиваль камерной музыки, но были и выступления оперных исполнителей, и сольные концерты отдельных музыкантов, даже хор участвовал. Рекомендую включить одно из самых ярких исполненных произведений, пусть и в другом исполнении, и продолжать читать 🙂


Вторая часть Струнного до-мажорного квинтета Шуберта (начиная с 4:20 просто шедевр)

Год назад дирекция фестиваля объявила, что с 2017 г. музыкальным руководителем назначается Джонатан Кроу – концертмейстер Торонтского симфонического оркестра. К слову сказать, Кроу является также доцентом на факультете музыки Торонтского университета, но все же он в основном занят в оркестре. И заметка будет в основном про подход к организации фестиваля, поскольку он был иным, чем в прежде.

В прошлые годы – я могу судить о последних 7-8 годах, – на фестиваль обычно приглашали один-два звездных коллектива из Штатов или Европы. В этом году – не исключаю, что в значительной мере из-за финансовых проблем (чтобы там ни говорила пресса, а кризис пусть и не особо острый, но все же имеется, во всяком случае, так мне кажется на основании наблюдений за канадским культурным ландшафтом, да и по косвенным бизнес-индикаторам), – силы были исключительно местными.
Разумеется, никакой инсайдерской информации у меня нет, но я предполагаю, что не от хорошей жизни не пригласили никого из звезд, кроме канадского скрипача Джеймса Энеса. Он, конечно, великолепный солист, играющий с лучшими коллективами мира, но он приезжает к нам каждый год.
Да, среди спонсоров фестиваля упоминались 4 из 5 крупнейших канадских банков, но, подозреваю, что пожертвовали они не особо много, поскольку выступления всех наиболее известных музыкантов на фестивале спонсировались конкретными частными меценатами.

Канадская музыкальная сцена весьма неплоха, но как ни крути, мы все же провинция, звезды первой величины заезжают. Иногда. Однако до главных мировых центров культуры нам далеко.

Так что же сделал Кроу, как он сумел выкрутиться из этой ситуации, когда ресурсы весьма ограничены и на звезд рассчитывать не приходится?

На мой взгляд, он поднял фестиваль на новый уровень за счет умелого использования ресурсов.

Если расположить исполнителей классической музыки в иерархическом порядке, то очевидно, что на самом верху будут звезды первой величины – Ланг Ланг, Кисин, Аргерих, Репин, Янсен, Майский, Иссерлис, оба брата Капюсон (скрипач Рено и виолончелист Готье) и т.д., – ниже будут звезды менее крупные, например, упомянутый Энес или пианистка Юджа (Yuja Wang, неправильное русское написание имени и артистического псевдонима – Юйцзя), далее идут еще более мелкие звезды.
А вот за гастролирующими солистами, по моему мнению, должны идти первые скрипки/альты/виолончели из хороших оркестров, поскольку в отличие от участников камерных оркестров они заметно меньше зависят от удачи в организации гастролей, их доход стабильнее и выше. Потому конкуренция за места в лучших оркестрах большая. Те же, кто не смог “приземлиться” в хорошем оркестре, вынуждены организовывать камерные коллективы, или заниматься преподаванием музыки.

Три лучших оркестра Канады – Торонтский, Монреальский симфонические и Национального центра искусств из Оттавы. У Джонатана Кроу есть крепкие связи с двумя первыми, так что костяк фестивальной программы составили выступления “первых” Торонтского симфонического – скрипки (Кроу), альта (Тенг Ли), виолончели (Джозеф Джонсон), гобоя (Сара Джефри), флейты (Келли Зимба), плюс концертмейстер Монреальского симфонического Эндрю Ван, и прошлогодний концертмейстер оркестра Метрополитен Опера Никки Чуй (Nikki Chooi; в новом 2017/8 сезоне его заменили на другого канадского скрипача Бенджамина Баумана/Benjamin Bowman). Плюс еще несколько профессоров музыки из американских и канадских университетов и начинающих исполнителей (и недавних выпускников).

Трио, квартеты и квинтеты, составленные из “первых”, – на мой любительский взгляд, – здорово опережают подавляющее большинство камерных коллективов, за исключением составленных из настоящих звезд. И это при том, что сыгранность камерных коллективов по идее должна быть выше, чем у тех, кто пусть и играет в одном симфоническом оркестре, но с наличием большого количества других музыкантов и при помощи дирижера. Однако как показали выступления – мы посетили 8 концертов, – “первые” вместе звучат потрясающе!

Данный фестиваль имел один огромный недостаток – он проходил в год 150-летия Канады, потому местным композиторам заказали кучу произведений, распределившихся на шкале качества от чудовищно до не так уж и плохо. Тем не менее на каждый почти концерт мы приходили с ожиданием, что минимум одно произведение надо будет перетерпеть. Иногда нам везло и это было не совсем плохо, но один раз… Тут не хватало матерных слов…

Хочется отметить одну особенность Летнего музыкального фестиваля: публика была заметно старше, чем на концертах в течение года. В зале были в каком-то количестве студенты, но помимо них были почти исключительно люди пенсионного возраста, людей среднего возраста, которых и обычно не слишком много, практически совсем не было. Не знаю, в чем причина – разъехались в отпуска, вероятно. Хотя с учетом не такой уж большой продолжительности отпусков у канадцев сравнительно с жителями Западной Европы, объяснение мне не особо нравится, но другого нет.

Одним словом, фестиваль очень понравился. В значительной степени благодаря свежему и дельному подходу музыкального руководителя, сумевшего с избытком компенсировать отсутствие иностранных звезд.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s