Черно-белое образование

Когда днями писал о факторах, влияющих на отсутствие прогресса в жизни черных американцев, накопал достаточно много материалов о ситуации в образовании. Вот и решил выделить факты в отдельную заметку.

Понятно, что в каждой школе могут быть плохие и хорошие ученики, что есть плохие и хорошие школы, однако все же культурные особенности групп сказываются и позволяют говорить о том, что характеризует “расовые” группы (ни о каком научном распределении речь не идет, поскольку потомки индейцев, метисов и белых, говорящие на испанском языке запихиваются в категорию испаноязычных, а китайцы, индусы и малайцы проходят как “азиаты”, хотя с антропологической точки зрения они здорово отличаются).

Начнем с того, кто в какие школы ходит. В Америке государственное (public) школьное образование обходится налогоплательщикам откровенно дорого – в среднем 12.5 тысяч долларов на ученика в год. Потому в некоторых штатах местные власти создали программу, согласно которой родители получают специальный ваучер и могут отдать своего ребенка в независимую (public charter) школу, где уровень образования заметно выше, чем в государственной школе, к коей они приписаны согласно адресу (дело не в прописке, а в том, что школьников забирает автобус, который должен за ограниченное время собрать всех детей в определенном районе).

В отличие от государственных школ, где образование плохое, т.к. профсоюзы играют главную роль, а дети – последнюю, в независимых (public charter) школах результат имеет куда большее значение обучения, чем годы, проведенные учителем в профсоюзе. Потому система ваучеров крайне выгодна малообеспеченным, включая негров. И последние понимают свою выгоду. Потому в таких школах черных детей 27%, испаноязычных 30%, тогда как в государственных школах их доля в среднем 15% и 25% соответственно. А вот белых в независимых школах меньше (35%), чем в государственных (51%) – стр.52, потому что в значительном проценте случаев белые живут в районах, где и государственные школы неплохого уровня (в отличие от государственных школ в черных или мексиканских кварталах).

Рост стоимости школьного образования весьма существенный: если в 1973/4 учебном году расходы на одного ученика были $5000 (в долларах 2007 года, т.е. с поправкой на инфляцию), то в 2006/7 – $10 000. Рост весьма существенный! За это время медианный доход семьи изменился примерно с $55 тысяч до $67 тысяч – правда, уже в долларах 2012 года, но это не существенно, важнее, что доход средней семьи вырос на 22%, а расходы на одного ученика на 100%!

Помимо роста трат государственная система, где учится подавляющее большинство школьников, ничем похвастаться не может. Если сравнить связанные с английским языком навыки учеников 12 (выпускного) класса в 1992 и 2015 годах, то различия в оценках белых и черных увеличились с 24 единиц до 30, тогда как при сравнении белых и испаноязычных разница в 20 единиц никуда не делась (стр. 62, далее, если нет ссылки, а только номер страницы – подразумевается этот 180-страничный отчет управления образовательной статистики).

Второй важный критерий – математика. Сравнивая результаты 8-классников можно отметить, что между 1990 и 2015 годом разница между белыми и черными осталась такой же – в 32 единицы (в абсолютных единицах 270 против 237, а потом 292 против 260 – из максимальных 500). Тогда как у “азиатов” на 15 единиц выше, чем у белых.
В 12 классе у белых было 160 (из 300), у негров – 130, у испаноязычных 139, у “азиатов” – 171. Но сравнить оценки по математике можно только 2015 с 2013, но данных 1990 нет (стр. 67-68).

Если сравнить процент школьников, которые закончили “продвинутый” курс математики, то обнаружим, что таковых среди “азиатов” 45%, среди белых – 18%, среди испаноязычных – 10%, среди черных – 6% (стр. 74).

У “азиатов” же выше среднее число пройденных в школе курсов по программе международного бакалавриата, которые могут учитываться в колледже – 4.5, у белых в среднем 3.1, у черных – 2.7. Это среди тех, кто среднюю школу закончил (стр.81).

Но заканчивают не все. Если посмотреть на тех, кто вылетел из средней школы (вернее это процент молодежи 16-24 лет, которые не учатся в школе и не имеют аттестата зрелости), то на 2015 год обнаружим 4.6% белых, 6.5% негров и 9.2% “испаноязычных”.

Те, кто не имеет аттестата зрелости, вполне себе могут работать, но 22% черных без среднего образования не утруждают себя работой, как и 13% белых в такой же ситуации, и 7% “азиатов” (стр. 149). То есть дело не только в том, что у человека нет среднего образования, а в том, хочет он работать или нет.

После окончания школы продолжать образование можно в университете. И здесь хочется отметить, что хотя девушек в университет поступает больше во всех “расовых” группах, но самый большой разрыв у черных: 62% девушек против 38% парней, а вот среди белых расклад 55 к 45, а среди “азиатов” – 52/48. (стр. 114)

С 2000 по 2014 г количество испаноязычных, поступивших в университеты подскочило на 119%, т.е. в 2.2 раза, черных – на 57%, белых – на 7% (стр. 112). Однако не будем забывать, что статистика не учитывает позитивную дискриминацию, т.е. то, что поступить черным и испаноязычным легче.

Зато статистика не может скрыть, что 85% черных студентов получили хоть какой-то грант (безвозвратная финансовая помощь, выдается обычно однократно) на образование, среди испаноязычных таковых 80%, среди белых – 69%, среди “азиатов” – 63%, хотя по оценкам ситуация как раз обратная.
Помимо грантов есть еще ссуды, которые можно взять, но надо будет отдавать в будущем. Ссуды берут 72% студентов-негров, 51% испаноязычных студентов, 56% белых и 38% “азиатов” (стр. 120 – и для грантов, и для ссуд).

Хорошо, университет закончен. Каковы финансовые результаты, коль уж многим приходится брать ссуды? Если сравнить только тех, у кого есть степень от бакалавра и выше, и кто работает в возрасте 25-34 года, то медианная годовая зарплата у “азиатов” $61 200, у белых – $52 800, у черных – $46 800, и у испаноязычных – $47 400 (стр.142).

Впрочем не будем забывать, что отнюдь не все заканчивают университет, как не все заканчивают среднюю школу.
Один из источников сообщает, что в 2003 процент белых абитуриентов, получивших в итоге диплом, был 40.3, а черных – 38.2%, а к 2013 году белых стало 60.7%, а негров – 55.4%.
Однако эти данные не стыкуются с другими данными (стр 124): из тех, кто начал учиться на 4-летней программе в 2008 году 44% белых закончили её за 4 года, еще 16% за 5 и еще 4% за 6 лет, так что в целом за 6 лет 63% получили дипломы. Среди черных за 4 года диплом получили 21%, еще 14% за 5 лет, еще 5% за 6 лет, а в целом только 41% (видимо, доли процента опустили, вот и потеряли 1%). Для сравнения среди “азиатов” за 6 лет бакалавра получают 71%.

Как все понимают, есть более практичные и впоследствии хорошо оплачиваемые специальности, а есть менее практичные и хуже оплачиваемые. Например, получение степени бакалавра по истории, психологии, философии или английской литературе дает возможность претендовать на работу охранником, кассиром в магазине или банке и т.п.
Если посмотреть на данные (таблица) по выбору обучения естественным наукам, то обнаружим, что среди белых физику в первый год выбирает 2.8%, среди черных – 1.8%, математику и статистику среди белых 0.9%, среди черных 0.5%, связанное с IT технологиями – 1.4% белых и 2.6% черных, разные направления инженерии – 10.5% белых и 7.4% черных, а в целом по всем естественным и инженерным дисциплинам получаем 37% белых абитуриентов против 36.5% черных (среди “азиатов” – 49%).

Выбрать на первом курсе, как мы уже выяснили, отнюдь не означает закончить. Потому если посмотреть по полученным степеням среди “технарей” (то, что в Северной Америке называется – STEM=science, technology, engineering, and mathematics), то ситуация будет иной: среди всех дипломов, полученных белыми, научно-технических будет 17%, среди черных – 11%, а среди “азиатов” – 31% (стр 140, а какие именно группы входят в число “азиатов” можно узнать в том же документе на стр. 111). И хотя из этих данных нельзя подсчитать “долю успеха”, т.к. мы сравнивали проценты среди всех абитуриентов (в одном отчете) и проценты среди всех выпускников (в другом отчете) по разным “расам”, но видно, что относительная доля черных, которые начинают образование по научно-техническим дисциплинам не отличается сильно от доли белых, а вот уже среди тех, кто заканчивает, доля технарей меньше для всех расовых групп, включая “азиатов”, но особенно заметно падение для черных.

В целом среди белых 34% имеют степень от бакалавра и выше, среди черных – 20%, а среди “азиатов” – 52% (стр. 145).

Никаких выводов делать не хочу. Получился удобный подбор фактов. И этого довольно.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s