Про индусов в Канаде

По ряду причин выходцы из Пакистана, Индии и Бангладеш составляют значительную часть переезжающих в Канаду. Поскольку значительный процент выходцев из бывшей английской колонии Индия имеет инженерное образование и работает в информационных технологиях, то пересекаться с индусами приходится постоянно.

Однако мой нынешний контракт в некотором плане особенный тем, что процент индусов в нашем отделе откровенно зашкаливающий, да и вообще по непонятной причине в одном из крупных канадских банков доля индусов заметно выше, чем в двух других, с коими могу сравнивать. В одном из главных канадских банков CIO (Chief information officer – главный в банке по информационным технологиям и всем, что с ними связано) – китаец, соответственно с этим банком сотрудничает дикое количество фирм и фирмочек, поставляющих специалистов или являющихся суб-подрядчиками для каких-то работ, причем каждая из этих фирм имеет выходы или принадлежит (хотя бы частично) одному из китайцев-менеджеров в банке. Коррупция ли это? На мой взгляд, да… Почему в другом банке крайне высокий процент индусов, хотя вроде бы на самом верху, среди самых главных индусов нет, не знаю, но не сомневаюсь, что и там дело в коррупции.

Одним словом, кое-какие наблюдения у меня есть, ими и хочу поделиться.

Как известно, раньше в Индии была кастовая система, с которой начали бороться после получения независимости, даже формально запретили ее на каком-то этапе, а для борьбы с ее последствиями создали т.н. позитивную дискриминацию для “неприкасаемых”… Тем не менее в Индии эта система до сих пор определяет многое.

К моему удивлению, кастовая система касается и индийских мусульман. Разумеется, браминами мусульмане быть не могут, но в какие-то касты входят. Про распространение каст на индийских христиан пока не выяснил.

Браки и для поколения моложе 30 (в значительном проценте, если не в подавляющем большинстве случаев) заключают родители по сговору, где кастовая и племенная принадлежность играют важную роль. Иногда к этому добавляется если не любовь, то хотя бы симпатия между женихом и невестой (что означает выбор из нескольких предложенных родителями вариантов такого, который больше всего соответствует личным предпочтениям).

Как мне кажется, это не так уж страшно и плохо, поскольку сговор между родителями означает, что хотя бы относиться к молодым теща с тестем и свекровь со свекром будут хорошо, т.к. это был в первую очередь их выбор, да и между родней с той и другой стороны не будет конфликтов. Что немаловажно. Плюс более-менее равный социальный статус и все соответствующие привычки.

И поскольку брак заключают в первую очередь родители, то и свадьба – это демонстрация родительской “крутизны”: чем больше гостей, чем больше потрачено денег, тем “круче”. Потому свадьба на 1000 гостей считается не слишком большой, большая – это пара тысяч или больше.

Расходы родителей на одного гостя около 100 долларов (я про Канаду и Америку, а не о ситуации в Индии, т.к. специально выяснял детали жизни индусов здесь, а не там). При этом большая часть гостей дарят очень мало – около 10 долларов с гостя (семьи приходят с детьми, т.е. семья из двух родителей и 2 детей положит в конверте 40-50$). Близкие родственники дарят, естественно, больше, в основном в виде золотых украшений, но подарки идут молодым, тогда как расходы – на родителях.

На индийских свадьбах в Северной Америке принято приглашать не только родню, включая самую дальнюю, но и сотрудников, в том числе сотрудников, с которыми работают не только молодые и их родители, но и тех, с кем работают не самые близкие родственники. Так что для гостей свадьба – недорогое и довольно частое развлечение – три-четыре раза в год могут приглашать каждую индийскую семью.

Расходы на свадьбу целики в том числе из-за того, что еда должна удовлетворить всех, включая не-индусов, что означает наличие и блюд китайской кухни, и европейской, и т.д. При этом индусы в основном вегетарианцы… Вернее, многие так думают.

Когда одна группа индусов убеждает тебя, что среди молодого поколения в Индии практически все едят мясо птицы, а вегетарианцами являются исключительно люди даже не средних лет, а скорее пожилые, а другая группа индусов примерно такого же возраста доказывает обратное, начинаешь сомневаться во всем.

Впрочем есть пара общих правил, касающихся индийской еды: чем выше каста, тем строже ограничения в диете (хотя я был знаком с дамой из касты браминов, которая ела рыбу и мясо птицы), а также чем дальше движемся на юг, тем более острой является местная кухня .

Так что выходцы из более южных регионов с более темной кожей в основном принадлежащие к более низким кастам вполне могут в большем проценте случаев есть мясо птицы, чем выходцы из более высоких каст с более светлой кожей. И поскольку в традиционные сферы деятельности представителей более низких каст пускают плохо, то их доля – как мне кажется, подтвердить это статистикой не могу, – в сфере информационных технологий относительно выше.

Отношение к алкоголю в какой-то мере сходное с отношением к мясу: молодые, особенно уехавшие работать в другие страны или перебравшиеся в Канаду позволяют себе выпить, хотя в относительно небольших количествах. Но это касается и крепких спиртных напитков типа виски, а не только вина и пива. Причем немного выпить могут и те, кто являются строгими вегетарианцами и не едят даже рыбу и морепродукты.

С другой стороны, сохранение в значительном проценте случаев диетических ограничений приводит к тому, что в отличие от китайцев по местным ресторанам индусы из Индии “путешествуют” редко. Да и на винодельнях их не увидишь… Тут следует указать, что есть также индусы, чьи предки по торговым делам перебрались на острова Карибского моря (а есть те, чьи предки уехали в Африку, а оттуда уже – или на Карибские острова, или в Канаду). Эта публика более европеизирована, во всяком случае в вопросах еды.

Индусы любят носить костюмы, галстуки, запонки. На этом их интерес к западной культуре заканчивается – классическая музыка, опера, балет (в отличие от китайцев и корейцев), да и обычный драматический театр их не особо интересуют. Несмотря на то, что проблем с английским – помимо акцента, – у них заметно меньше, чем у выходцев из бывшего Союза или Восточной Европы. Почему классическая музыка и опера с балетом не прижились в Индии, но прижились в Китае, Корее и Японии, где была не менее самобытная музыкальная культура, не ясно.

Поскольку английский – язык на котором индусы учатся в университете, то читать на английском они привыкли. Особой любви к книгам я у них не заметил, я бы сказал, что они читают меньше, чем канадцы англосаксонского происхождения. Но как минимум не меньше, чем средний выходец из бывшего СССР.

Академические успехи индусов известны: в Штатах, они – самая образованная группа среди всех религий – 77% с высшим образованием, а по уровню доходов они уступают только иудеям (среди последних с высшим образованием 59%). По сути у индусов есть культ образования, им очень близки меритократические ценности, что успех должен сопутствовать лучшему. При этом для индусов не свойственен узкий, догматический подход, характерный для части китайцев, которые могут действовать только по известному им шаблону и никак не желают отклоняться от него (не исключено, что поскольку китайцы добивают большего, чем можно было ожидать на основании их коэффициента интеллекта, они вынуждены конкурировать с теми, кто заметно сметливее их, кто быстрее соображает, посему им приходится полагаться на стандартные подходы – чтобы не опростоволоситься; а вот информации, что индусы достигают большего, чем должны исходя из их IQ, нет).

И здесь я хочу остановиться на одном важном различии индусов и китайцев: среди представителей обоих групп, перебравшихся в Северную Америку, много лиц с высшим образованием (моя выборка к ситуации в Индии и КНР может иметь самое косвенное касательство), но китайское правительство оплачивает учебу наиболее перспективным студентам в том числе в самых престижных и дорогих западных университетах, а вот индийское правительство этим не отличается. Индус может рассчитывать только на собственные ум и усидчивость, на то, что получит хорошие оценки и пробьется дальше, но не на то, что ему кто-то поможет.

Из этого есть одно логичное следствие – если индусов и ловили на промышленном шпионаже (я ни про один такой случай не слышал), то на порядки реже, чем китайцев. Поскольку правительство индусам не помогает, никакой лояльности правительству нет (да и идеологические взгляды в Дели меняются заметно чаще, чем в Пекине, потому легче потерять желание сотрудничать, когда к власти приходит не симпатичная тебе политическая сила), как нет и желания помогать ему из патриотических или еще каких соображений.
А поскольку индусы – это огромное множество народов с разными языками, то и имперских амбиций у них, в отличие от китайцев нет.

Поскольку племен и народов в Индии много, а также много каст, то помогать друг другу индусы не особо желают: если из одной касты, одной деревни, ходили в одну школу, а лучше – хоть дальняя, но родня, то разумеется, помогут, но ведь шансы гораздо выше, что совпадения не будет… Потому помощь другим индусам – скорее исключение, чем правило (что заставляет вернуться к загадке, почему в конкретном банке намного больше индусов, чем в любом другом месте, где мне доводилось работать, а как контрактник я видел немало). Тогда как среди китайцев, особенно говорящих на одном языке (мандарине или кантонийском в большинстве случаев, хотя у китайцев из Индонезии, Филиппин и т.д. свои диалекты, совершенно не понятные китайцам из других стран), помощь в порядке вещей.

Интересно, что индийские христиане весьма настороженно относятся к мусульманам (особенно те, что работали в Арабских Эмиратах и прочих государствах Персидского залива, т.е. пожили в мусульманских странах), а вот индуисты – тепло. С уточнением, что мы говорим об IT-шниках в Канаде, а не о уличных толпах в Индии (эти устраивают погромы, получают в ответ погромы и теракты от мусульман и т.д.). Да и индийские мусульмане – среди тех же самых канадских IT-шников, – en masse довольно умеренные (опять же с поправкой, что мы говорим о первом поколении иммигрантов, а не о втором – более проблематичном). В некоторых семьях на протяжении поколений не было многоженства, хотя ислам это дозволяет, к женщинам достаточно уважительно относились и т.д.

В принципе есть и индуисты, которые помнят о той резне, что мусульмане устроили в Пакистане сразу после раздела Индии, потому скорее входящие в широкую правую коалицию в Канаде или Америке. Но в большинстве своем иммигранты из Индии разделяют скорее лево-либеральные взгляды, т.е. голосуют за демократов в Штатах и за одну из левых партий в Канаде.

Почему? Не ясно: вроде бы индусы весьма традиционны и особо не меняются, несмотря на весь длившийся десятилетиями “прогресс” и инженерное образование моей выборки, но то-ли социалистические эксперименты времен Индиры Ганди, то-ли концентрация существенного процента индусов в университетах (где публика очень левая) или еще какие факторы влияют, но несмотря на сохранение традиционных ценностей в Штатах индусы поддерживают больше демократов (61%), чем республиканцев (13%, остальные – независимые; но стоит отметить, что процент сторонников демократов среди буддистов, мусульман, иудеев, агностиков, атеистов и черных христиан еще выше).

Поскольку индусы сильно привязаны к семье и так чтят традиции, друзей-неиндусов у них практически нет, да им и особо не надо. Впрочем выходцы из бывшего Союза тоже не особо сходятся с представителями других культур, равно и китайцы, мусульмане и многие другие. Так что никаких выводов, только наблюдения.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s