Годы и мы

Не сказать, что мы так уж их замечаем. Особенно между 20 и 40. Потом постепенно начинаем чувствовать. И вот уже каждый день рождения нужно отгонять мысли о том, что еще на один год ближе к старости или к могиле. Но не о смерти или экзистенциальном страхе перед последней пойдет речь.

Если мы оглянемся, то вспомнить, произошло некое событие 2 года назад или 3, или 4 не всегда легко, т.к. годы сливаются в некую невнятную массу. Можно вспомнить событие, какие-то его детали, но вот без того, чтобы задуматься, сказать сколько лет назад оно произошло, не очень-то получается. Почему?

В нас заложены разные ритмы – суточный (не имея возможности ориентироваться по закатам-восходам, например, в пещере, подопытные достаточно быстро приближались к плюс-минус 24-часовому циклу активности), месячный (касается не только женщин), годовой… Хотя нет, последний ритм не в человеке, но в природе: различить зиму от осени или лета не сложно, но вот отличие зимы позапрошлой от поза-поза-прошлой как удержать в памяти?
А если жизнь более менее устойчива, т.е. на одной работе уже много лет, в одной квартире или доме, как измерять время?

Внутри нас нет никакого механизма для отслеживания лет. Наша память – даже если не касаться ее избирательности и ненадежности, – сохраняет события, но в отличие от цифровой фотографии события сохраняются без штампа даты на них.

Этот недостаток делает память бессмысленной, мы словно бы лишаемся шкалы отсчета. И пытаемся компенсировать с помощью разных дополнительных зацепок. Это могут быть карьерные достижения (“так, когда же это произошло – я был тогда менеджером или уже старшим менеджером?”), поездки в отпуск (если не каждые три месяца или не в одно и то же место), серьезные изменения в жизни (женитьба, развод, эмиграция, переезд в другой город), нередко привязка идет к детям (“это было в тот же год, когда Маша пошла в школу”)… Правда, в последнем случае не все могут точно идентифицировать происшествие, случившиеся, когда ребенок продолжал ходить в ту же школу, но переходил из класса в класс – в каком именно классе была Маша, во 2 или 3, 6 или 7 – зацепок у нас толком нет.

И тем не менее эта неспособность отслеживать годы является одним из факторов, формирующих наше восприятие реальности, акценты, кои мы расставляем в отношении происходящего с нами.

Безусловно, иерархичная структура человеческого общества – главный двигатель карьеры, но как побочный продукт карьерное продвижение позволяет задать более четкую шкалу личного времени. Аналогично с детьми: люди заводят их отнюдь не для того, чтобы измерять время, но для тех, кто концентрируется на детях, память нанизывает события на шкалу, состоящую из происходившего с детьми и/или внуками.
В дополнение к этим двум основным шкалам времени у большинства людей есть, – теоретически, – еще одна шкала – хобби. Тогда можно привязать некое событие к году, когда поймал 10-килограммового лосося или 6-килограммовую форель, занял третье место на чемпионате по “Что?Где?Когда?” и т.д.

Впрочем все эти вещи работают при выполнении одного условия – настоящей страсти по поводу карьеры, детей или хобби. Поскольку у большинства людей на самом деле – не в том случае, если их интервьюируют для приема на работу, или во время разговора с другими родителями о детях, – эмоциональное наполнение мыслей по тому и другому поводу слишком часто устало-негативное, потому полагаться толком на надежность этих шкал не приходится.

Так что для большинства людей годы текут незаметно, тогда как память дробна, дискретна, прерывиста, состоит из отдельных, довольно немногочисленных ярких, “выступающих” из серого будничного фона событий. Тем не менее наше сознание требует непрерывности памяти. Почему требует?
Возможно, из-за предположения, что коли время течет непрерывно, наша память должна функционировать как постоянно записывающая видеокамера и иметь полную запись всего случившегося на протяжении каждого дня и часа жизни.
Противоречие между тем, что предполагается должно быть и тем, что может сам человек вспомнить, не вызывает внутреннего логического конфликта благодаря тому, что сознание каждый раз переводит разговор на другую тему, уводит в сторону, не позволяет осознать, что по сути мы располагаем неточной выжимкой из какого-то количества наиболее ярких моментов, но не полноценными воспоминаниями о собственной жизни. И большая часть лакун – если мы пытаемся вглядеться в них, а случается это крайне редко! – заполняется выдумкой, фантазиями, кусками прочитанного или увиденного в кино. И хорошо еще, если за отправную точку мы берем фото или видео, связанные с этими моментами, а не конструируем с нуля, что именно мы должны были чувствовать, если с нами происходило вот это и вот это.

… Тем не менее, понимая описанные выше ограничения нашей памяти, мы можем чуть точнее интерпретировать собственное поведение, расстановку приоритетов (естественно, частично) и прочие попытки придать смысл собственной жизни.

Это Декарт для выпендрежа говорил, что он мыслит и, следовательно, существует, для нас же, обычных людей, всё иначе: мы помним (что-то!), следовательно, мы существуем. Какие бы ни исковерканные у нас оставались воспоминания, мы, как личности, в основном и определяем сами себя через эти воспоминания. И неспособность помнить самих себя на протяжении лет в значительной мере формирует психологический ландшафт, на коем мы рисуем свой внутренний портрет.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

2 Responses to Годы и мы

  1. “…мы, как личности, в основном и определяем сами себя через эти воспоминания….”.У Стругацких (трилогия “Жук в муравейнике”) герой внеземного происхождения пытается через воспоминания доказать самому себе свою сушность как представителя человеческой расы. Прекрасно у Айтматова (“И дольше века длится день…”) : манкурт – человек лишённый памяти спокойно убивает по приказу хозяина свою мать, которая наконец нашла похищенного когда-то сына. Страшно, но верно.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s