Синдром почти-Кибальчиша

На том тренинге для новопринятых работников одного из банков, о коем недавно упоминал в заметке о регулировании, меня поразил еще один момент – нежелание отстаивать ценности капитализма и честно признать, что именно является целью деятельности банка. Вместо того, чтобы говорить о прибыли и “невидимой руке рынка”, которая делает жизнь всех лучше, впаривали сказки про общественно-полезную роль, поддержку всяких местных и не местных прожектов, не имеющих ни малейшего касательства к банковской деятельности. При этом канадские банки ни в коей мере не поддерживают структуры и институты, занятые продвижением правых взглядов и защищающие свободу граждан.

Это была не просто позиция ведущего тренинга, но руководства банка, т.к. в ходе тренинга были показаны сколько-то коротких выступлений руководителей, озвучивающих аналогичные взгляды. И если с ведущим я в перерыве попытался поспорить, чтобы убедиться в том, что он искренне верит в левые сказки, то с большими начальниками, разумеется, поспорить возможности не было.

Тут следует уточнить, что банк этот был пойман на горячем и пошел на сделку с американской и английской прокуратурой – вы нас не сажаете, а мы платим штраф и делаем все, что только скажете. Не знаю про английские дела, а в Штатах руководителя могут посадить за то, что подчиненный сделал или не сделал что-то, в случае негативных последствий. Именно так – можно сесть в тюрьму за то, что работник нарушил все инструкции и сделал нечто плохое. Даже если начальник в это время не был в офисе и ни слухом, ни духом не знал, что делает подчиненный. Так что прогиб конкретного банка можно было бы оправдать, если бы прокуратура требовала от банка отказаться от защиты рынка, но нет, прокуратуре это до лампочки, это была никем извне не спровоцированная самодеятельность.

Моя первая мысль была о том, что подобный отказ от защиты самих себя, основополагающих принципов рыночной экономики и западного успеха, – какой-то вариант “стокгольмского синдрома”. Но после некоторого раздумья, пришел в выводу, что попытка придать происходящему смысл и нахождение в нем некоей “справедливости”, не совсем точно характеризует ситуацию.

Потом я узнал об интересном феномене – эффекте Гринхаус, заключающемся в том, что назначенные в Верховный суд консервативные судьи со временем начинают принимать всё более и более лево-либеральные решения, чтобы заслужить более положительные отзывы от известного судебного репортера Линды Гринхаус.

И тогда я понял, что мы имеем дело с чем-то, отражающим нашу глубинную сущность. Сколько-то раз в моих заметках упоминалось, что, судя по всему, центральной психологической осью личности является внутренний образ “я – хороший”. Человеку нужно чувствовать, что он хороший.
В известной советской детской сказке противопоставлялся мальчиш-Кибальчиш – мальчишу-Плохишу. Так вот с точки психологии, – дерзну предположить, – Плохиш должен придумать что-то, что позволит ему думать о самом себе, не как о плохише, но как о кибальчише. Хотя бы в какой-то сфере, в какой-то плоскости.

Левые СМ(д)И/средства массовой дезинформации долгие десятилетия кляли банкиров, так что последним надо было найти способ предстать перед сами собой хорошими. И банкиры в основных вопросах приняли левый дискурс – перестали поддерживать свободу слова и свободное предпринимательство, начали давать деньги на “зеленые” прожекты и всё то, что мило сердцу левых ненавистников капитализма. И хотя левые не прекращают клясть “жадных банкиров”, сами банкиры уже не чувствуют себя плохишами, они убедили сами себя, что по многим позициям они “почти кибальчиши”.

К сожалению, одними банкирами дело не ограничивается. Недавний пример небольшая канадская авиакомпания Porter Airlines долго боролась с леваками Торонто за право сохранить аэропорт для “местных” рейсов (до Монреаля, Оттавы, НЙ, Вашингтона, Чикаго и т.д.) на острове в гавани (на озере Онтарио). Победила, перестроила аэропорт, всё в порядке. И вдруг ни с того ни с сего плюет в сторону маленького канадского консервативного видео-канала. Казалось бы, рекламный бюджет, приходящийся на сайт Ребел-ТВ, пропорционален количеству посетителей сайта сравнительно с другими, так зачем самим себе отравлять жизнь и лишать себя доли консервативных пассажиров? Тем более, что рынок авиаперевозок не монополизирован и конкуренция имеется.

Стоит заметить, что действия Porter были уже не первыми такими действиями: и другие канадские и американские компании следовали рекомендациям анонимной группы в Твиттере, имеющей 90 тысяч подписчиков (по нынешним временам не так много), требующей от фирм убирать рекламу с сайтов, которые этой левацкой группе не нравятся, например, американского правого издания Breitbart, с которого, кстати, Porter тоже рекламу убрал.
При том, что в упомянутой группе в Твиттере процентов 90 участников американцы, то есть в лучшем случае мы говорим о 10 тысячах потенциальных канадских потребителях услуг, а у Ребел-ТВ более 500 тысяч канадских подписчиков (и более 760 тысяч всего)!

Но не только отдельные компании и их руководство подвержены синдрому почти кибальчиша, я бы рискнул сказать, что он почти повсеместный. Когда в ноябре 2015 года левые СМ(д)И опросили американцев и получили 2/3 поддержки Парижского соглашения, интересное началось дальше: больше половины были за ограничение выбросов СО2 электростанциями, 49% против 45% были за ограничения добычи, угля, нефти и газа, НО при этом 79% были против увеличения налога на электричество и 60% были против увеличения налога на бензин. То есть людям хочется выглядеть хорошими и бороться против мифического, но выдаваемого за реальное антропогенного глобального потепления, однако они не желают сами нести финансовые потери, страдать должен кто-то другой, более богатый или “более плохой”.
Признаться самим себе, что мы на стороне плохишей, мы не можем, мы находим дешевый – как нам кажется, – способ оказаться на стороне хороших, стать почти кибальчишем – поддержав на словах или каким-то относительно недорогим действием тех, кого или что господствующие средства массовой дезинформации назовут хорошим(и).

Из вышесказанного следует сделать еще один важный вывод: поскольку правые здорово уступают левым по силе своей прессы, так и по активности в социальных сетях, изменения ситуации к лучшему при сохранении имеющихся тенденций не предвидится. Что будет означать ухудшение среды для бизнеса и фактическую цензуру для людей правых взглядов. Ситуация в идеологическом плане будет всё больше напоминать поздний совок, когда для выражения мыслей и чувств оставались только частные разговоры на кухнях.

И судя по поведению правых, никаких даже хлипких оснований для оптимизма нет, из-за того, что в целом они старше, чем левые, желания вести агрессивные кампании у них нет, они просто уходят в тень, замыкаются в себе, остаются недовольными молча.
На каком основании я делаю такой вывод? Хотя бы потому, что так и не появилось никаких правых групп в Твиттере, ФБ и прочих сетях, требующих от компаний убирать рекламу с левацких сайтов, бойкотировать компании, прогибающиеся перед давлением левых или поддерживающие их. Поскольку правые являются сторонниками индивидуальных свобод и вообще индивидуализма, подобное поведение ожидаемо (в большей степени от либертарианцев, чем от консерваторов, но последние мало активны в социальных сетях и в интернете вообще).

Правильный или неправильный прогноз на обозримое будущее правого лагеря на Западе был выдан выше, значение эффекта (или синдрома) почти-Кибальчиша, как думается, много шире.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s