“Four British folkways in America”

В книге Чарльза Мюррея ”By the people” в главе, посвященной разнообразию групп и культур в Америке, обнаружил интересный материал о белых американцах.

Обычно, когда говорят об этой группе, её называют “белые англосаксонские протестанты”/White Anglo-Saxon Protestants. Большинству эта группа кажется достаточно однородной.
Томас Соуэлл (Thomas Sowell) в книге “Black Rednecks and White Liberals: And Other Cultural And Ethnic Issues” разбирал вопрос о специфической культуре англо-шотландского пограничья в 18 веке и его влиянии на поведение значительной части американских негров сегодня. Поскольку у Соуэлла была другая задача, детальным анализом разных групп иммигрантов из Англии в Америку он не занимался.

А вот Чарльз Мюррей творчески переработал работу Дэвида Фишера (David Hackett Fischer) “Albion’s seed. Four British folkways in America” (“Наследие Альбиона: четыре регионально-культурные группы британцев в Америке“). Практически Мюррей использовал таблицы со страниц 813-5 из заключения книги. Версия представленная Мюрреем мне нравится больше.

Итак, Дэвид Фишер выделил четыре, различающиеся культурой, группы выходцев из Великобритании, сформировавшие устойчивые (и самовоспроизводящиеся) сообщества на территории нынешних Соединенных Штатов. Фишер никак их не называет, а вот Мюррей дал им следующие названия: Янки (Yankees), Квакеры (Quakers), Кавалеры (Cavaliers) и шотландско-ирландская смесь (Scots-Irish). Дальше будет практически буквальный пересказ таблицы из книги.

Янки – это выходцы из Восточной Англии, изначально осевшие в Массачиссетсе, а потом расселившиеся по значительной части Новой Англии. Они принадлежали к пуританам и конгрегационалистам (один из изводов протестантизма), их проповеди были скорее подобны лекциям. Семьи крепкими, чувство принадлежности к конкретной семье – сильным. Браки заключались на гражданской церемонии, процент неженатых мужчин низким (2%). Мужское доминирование в культуре было умеренным. Добрачных беременностей было немного – 10-20% (ученый сравнил дату свадьбы и дату рождения первенца по церковным книгам). Воспитание детей было построено на принципе сломать волю ребенка. Идеалом старца был святой (ну, и соответственно к старцам надо было относиться как к святым). Похоронные обряды были крайне скромными. Еду давали по старшинству по возрасту. Одежда была скромных, печальных цветов. Сексуальность подчеркивалась в небольшой степени. Развлечения были в виде командных игр. Экономическое неравенство в общине было достаточно небольшим. Селились деревушками/селениями. Решения принимались на городских (сельских, если уж принять во внимание предыдущее предложение) сходах. Мигрировали по стране мало. Преступлений было не очень много и в основном против собственности, а не против личности. Вообще насилия в этой группе было очень мало (видимо, за исключением насилия против детей, т.к. иначе как битьем волю детей сломать нельзя). Свободу воспринимали упорядоченную, т.е. четко прописанную.

Квакеры прибыли в Делавэр из средней части Англии (Мидлендс), оттуда расселились по Нью-Джерси, Пенсильвании, северной части Мэриленда. С религиозной точки зрения все очевидно – они были квакерами. Их богослужение было “духо-вдохновленным” (spirit-centered). Семьи были умеренно крепкими. Брачная церемония была основана на брачном контракте. Процент никогда не женатых мужчин был около 12. Мужское доминирование в группе было умеренным. Процент добрачных беременностей был очень низким – 5-15%. Детей воспитывали так, чтобы укрепить их волю. Идеалом старца был учитель. Погребальные обряды отличались крайней экономностью. Ели вместе, никому не было формального предпочтения. В одежде предпочитали нейтральные цвета. Внешних выражений сексуальности почти не было. Развлечения должны были быть полезными. Неравенство доходов было минимальным. Селились в основном по несколько ферм. Решения принимали выбранные комиссии. Активно мигрировали по стране. Преступность была “сбалансирована” по соотношению преступлений против собственности и против личности. Уровень насилия низким. Свобода воспринималась по принципу: я не мешаю тебе, ты не мешаешь мне.

Кавалеры прибыли в Вирджинию из Южной и Западной Англии и расселились по побережью от Мэриленда до Южной Каролины. Они были англиканцами. Служба в церквях была основана на литургии. Семьи воспринимались как широкие коалиции, но связи были при этом довольно рыхлыми. Брачная церемония была церковной. До четверти мужчин никогда не женились. Мужское доминирование было заметным. Браков “по залету” было 20-40%. Детей воспитывали достаточно жестко, но не до такой степени, как Янки, т.е. волю ребенка “сгибали”, но не “ломали”. Еду давали в соответствии со званием/рангом. Идеалом старца был патриарх. Похороны были пышными. В одежде предпочитали яркие цвета. Сексуальность была достаточно, а то и сильно выражена. Развлекались грубо – т.н. “blood sport”, т.е. охотой, петушиными и собачьими боями, возможно, и боксом. Структура группы была иерархичной (у предыдущих групп ближе к эгалитариской). Неравенство в доходах было велико. Селились плантациями (что, как я понимаю, предполагает наличие рабов). Для решения вопросов обращались к священнику или собранию местной знати. Миграция по стране умеренная. Преступлений против собственности было почти столько же, сколько против личности . Уровень насилия умеренный.

Шотландско-ирландская группа состояла из выходцев англо-шотландского пограничья и собственно Шотландии (ирландцы к ней присоединились позже). Поселились они дальше от побережья, в горных районах Аппалачей от Вирджинии до Джорджии. Были в основном пресбитерианцами или кальвинистами. Семья имела меньшее значение, чем клан, но все же семейные связи были крепче, чем у Кавалеров. Часто вместо брачной церемонии было ритуальное похищение невесты. Потому, видимо, оценить долю никогда не женатых мужчин и не представляется возможным. Общество было шовинистским в смысле мужского доминирования. Браки “по залету” составляли более 40%. Детей воспитывали так, чтобы “построить” (will-building) в них волю, полагаю, что это максимальная степень укрепления воли. Идеалом старца был тан (дворянин в до-норманнской Англии и средневековой Шотландии). Еду получали в первую очередь мужчины. Цвета одежды зависели от клана. Сексуальность подчеркивалась. Развлекались соревнованиями в личной силе. Иерархическая структура была сегментирована и ограничивалась кланом. Неравенство доходов было крайне высоким. Селились каждый по отдельности. Дела решали на уровне клана. Миграция по стране была очень высокой. Преступлений против собственности было мало сравнительно с преступлениями против личности (соотношение один к пяти!). Свободу воспринимали как естественно данную человеку.

Никаких выводов. Просто поделился малоизвестными и интересными, как мне кажется, фактами.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s