“Louis Riel”

Вечор Канадская опера давала опус Гарри Сомерса о трагической жизни лидера метисов Манитобы и Саскачевана в XIX веке. “Луи Риэль” был написан 50 лет назад на 100-летие канадской государственности, в связи со 150-летним юбилеем произведение представили публике в очередной раз. Благодаря этой постановке я убедился, что и чудовищную хрень могут называть оперой.

У героя была фантастически интересная биография (советую прочесть – это как короткий приключенческий роман!). За кадром статьи в русской Википедии остались пара важных моментов: Риэль был не совсем психически адекватен, помимо мании величия, у него были странные видения на религиозной почве, он воображал себя то-ли пророком, то-ли царем Давидом всех метисов канадских прерий, имел серьезные расхождения с католической церковью, хотя до отлучения дело не дошло.
Нужно обладать особым талантом, чтобы суметь испоганить действительно потрясающий сюжет! Либретисты Мавор Мур (Mavor Moore) и Жак Ланжиран (Jacques Languirand) это сумели! Что они профукали?

Если суммировать основные известные факты, при рассмотрении судьбы Луи Риэля и борьбы метисов за свои права можно обнаружить следующие конфликты:
– религиозный католики (франкоязычные метисы) против протестантов (англосаксов), плюс новая интерпретация религии Риэлем (странный сплав иудаизма и христианства) против традиционной;
– этнический – метисы и индейцы против англосаксов;
– языковой – франкоязычные (большинство метисов, хотя были и англоязычные метисы) против англоязычных;
– местное население против пришельцев, как из восточных провинций, в основном из Онтарио, так и из Европы;
– охотники (на бизонов) против земледельцев, хотя кое-каким сельских хозяйством метисы и занимались;
– сторонники свободы торговли против монополии (Компания Гудзонова залива имела монополию на торговлю мехами, с чем боролся отец героя, но можно сказать, что он унаследовал эту борьбу, тогда как оттавское правительство было – с определенной натяжкой, – за монополию и контроль из центра);
– идущая снизу демократия (Риэль трижды был избран в канадский Парламент, но ни разу не смог парламентарием из-за обвинения в убийстве) против централизованного бюрократического препарата;
– простые люди против элиты, самоучки и малообразованные против якобы высоколобых;
– несправедливо обвиненный и его преследователи (альтернативная трактовка – глава линчевателей против тех, кто желает соблюдать законы);
– ну, и напоследок трагическое противостояние героя и судьбы (внезапные смерти сторонников среди канадского истеблишмента лишили шанса на помилование).

Одним словом, практически всё, что можно только представить в качестве почвы для серьезных разногласий, было сконцентрировано в ситуации вокруг Луи Риэля! Из этого можно было вытащить столько эмоциональных переживаний героев, столько проникновенных арий со страданиями и стенаниями, надеждами и разочарованиями!..

В довершение ко всему его последний, третий ребенок родился и умер за месяц до казни. Это тоже можно было обыграть, как метафору борьбы за права метисов: фактически она умерла еще до исполнения приговора лидеру этой борьбы. То есть поднявший людей на восстание увидел, как дело его жизни угасло…

Партию Луи Риэля исполнял популярный канадский баритон Рассел Браун, но ему и другим певцам толком нечего было петь – вокальная составляющая оперы была еще более бездарна, чем оркестровая. Обычно я ставлю в вину дирижеру, если оркестр заглушает голоса, то в данном случае это лишь делало ситуацию чуть менее неприятной…
У меня нет особых претензий к режиссеру и художникам, т.к. спасти ужасное либретто и уродливую музыкальную часть оперы было невозможно. Художники, кстати, нашли несколько неплохих решений, но это не имело ни малейшего значения…

Официальный трейлер дает лучшее представление о визуальной части, чем о музыкальной. И это неспроста.

Мне хочется верить, что жизнь и борьба Луи Риэля вдохновят кого-то на более глубокое, тонкое и умное произведение, т.к. судьба была полна событиями и возможностями, характер – противоречиями. Жаль, когда такой богатый материал пропадает…

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

6 Responses to “Louis Riel”

  1. Небось ведь и существует нормальная, талантливая опера на этот сюжет. Но разве академическая система таких пропустит? Они никогда не допустят, чтобы по-настоящему талантливые произведения наглядно показали их серость. Они будут зарезать мало-мальски яркие, понятные нормальному слушателю произведения на конкурсах, чтобы они не разоблачили их несостоятельность. Если советская музыка с её запретом на идеологически вредные техники ещё всё-таки смогла родить Георгия Свиридова, то Запад загнил гораздо раньше. Правда, в то время как академическая музыка, отравленная ложью и высоколобостью, в мире загнулась где-то в 70-е, то, похоже, эстрадная протянула ненамного дольше. Попадаются отдельные хорошие песни типа Chadellier, но в целом всё довольно печально.

    • khvostik says:

      понимаете, Сергей, поскольку система у нас не завязана на одну единственную вертикаль, а есть много мелких инициатив в разных местах, есть много групп с разными интересами, то я уверен, что пусть не в Канадской опере, но в Манитобе, Саскачеване или Квебеке можно и спонсоров найти для альтернативной версии, и зрителей. я бы предположил, что скорее поддержку можно найти в Квебеке, т.к. там памятников Риэлю больше, да и денег на культуру выделяется больше, и зрителей/слушателей потенциальных больше.
      да, система может контролировать часть конкурсов и заказы от наиболее значимых институтов, каковым является Канадская опера (это не государственная, а частная структура, кстати, правительства дают ей гранты, но структура все же частная), но отнюдь не все можно контролировать из Оттавы или салонов Торонто.

      • Ну, в России тоже всё настоящее делается через какой-нибудь краудфандинг. Аргонов уже третью оперу записал. Так что политика тут, в принципе, ни при чём. Проблема именно в том, что академическая музыка насквозь прогнила. На мой взгляд, системные проблемы академической композиторской школы восходят к баховскому подходу, т.е. в данном случае проблема находится в музыкальной культуре имманентно. Как раз Ваша публикация является наглядной иллюстрацией тому, что на Западе с этим не лучше, чем в России. Принципиально решить эту проблему можно только репрессивными мерами, только применять их надо грамотно и с умом. Так что как раз вертикаль тут может быть и полезна, но тот, кто находится на её вершине, должен понимать механизмы современного кризиса академической музыки и действовать осмысленно. Поскольку это утопия, только на краудфандинг и следует рассчитывать.

        • khvostik says:

          репрессивные меры я не поддерживаю, как не верю в мудрых царей, способных решить все проблемы (на практике они не могут решить ничего, или решают только некоторые и то – самым неудачным образом).
          но за мысли о кризисе академизма спасибо – мнение профессионала крайне ценно!

          • Ну, гипотетический мудрый царь и не будет самостоятельно решать все проблемы. Он на то и мудрый, что трезво оценивает свои возможности. Другой вопрос, что это сферический царь в вакууме. В реальности его не существует. И как решить глобальные проблемы реально, толком никто не знает. Даже если предположить, что существует великий мудрец, которому можно дать неограниченную власть – как его распознать и как дать ему эту власть? Ведь люди, которые с этих глобальных проблем кормятся, явно будут против наведения порядка в их сфере.

            • khvostik says:

              есть в английском выражение: все мы вместе умнее, чем любой из нас в отдельности (all of us are smarter than any of us).
              именно так, мне кажется, и надо решать проблемы – вместе, т.к. один предложит одно решение, другой другое, кому-то подойдет первое, кому-то – второе, а кому-то – смесь их и т.д. и т.п.
              1000 отдельных решений куда надежнее, чем 1, которое должно подходить для 1000 случаев. в этом мудрость либертарианства 🙂

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s