“What makes a terrorist”

Профессор экономики из Принстона Alan B. Krueger в 2007 издал книгу “Что делает террористом. Экономика и корни терроризма” (“What makes a terrorist. Economics and the roots of terrorism”).
Книга относительно небольшая, всего 180 страниц. Написана она на основе трех лекций, прочитанных Крюгером в Лондонской школе экономики в феврале 2006 года.

Экономист доказал пару важных моментов: что бедность и недостаток образования террористами не делают, а также, что воздействие террора на экономику подверженных нападениям стран не такое уж большое.

Если брать все население стран, откуда террористы родом, то оно в среднем более бедное и менее образованное, чем террористы. То есть стандартные советы о борьбе с бедностью и доступность образования могут увеличить число террористов, но никак не уменьшить.

Единственное исключение из этого правила – относительно бедные по происхождению боевики Ирландской республиканской армии, а вот мусульманские террористы в основном из семей среднего и верхнего класса.

Что не менее важно, среди мусульман поддержка терроризма растет вместе с уровнем образования. А также уменьшается число тех, кто не может сфорумировать свое мнение, потому еще быстрее уменьшается доля тех, кто не поддерживает терроризм: среди палестинцев с 6.8% среди неграмотных до 2.8% среди тех, кто продолжил учебу после окончания средней школы.
И тут интересный момент: наибольшая поддержка террора среди выпускников восьмилетней и средней школы, а вот у тех, кто учился в университете (пусть и не закончил) процент поддержки немного снижается, хотя все же и выше, чем у тех, кто не учился в школе вообще.

Примерно к тем же выводам можно прийти при сравнении боевиков Хизбаллы и населения Ливана: среди первых процент имеющих диплом средней школы 33%, а среди вторых – 23%, а вот университетские дипломы имеют 14% и 15% из каждой группы соответственно. Правда, на мой взгляд надо было не все население Ливана сравнивать, а только шиитской его части, т.к. христиане в Хизбаллу не идут, а уровень образования у них может здорово отличаться.

Рассматривается и еврейская террористическая организация начала 1980-ых – “Гуш эмуним” (“Блок верных”) или “еврейское подполье”, – которая намеревалась взорвать иерусалимскую мечеть “Купол скалы” (находится рядом с Аль-Аксой) и вроде бы ответственна за покушения на нескольких арабских мэров в городах Иудеи и Самарии.

При анализе стран, на которые нападали террористы, была выявлена положительная корреляция между относительным богатством, большими гражданскими правами и тем, что страна воспринималась как захватчик. Чтобы не казалось, что речь идет исключительно об американцах и израильтянах, напомню о Северной Ирландии, Джамму и Кашмир, Стране басков и куче более мелких конфликтов, где одна из сторон полагает свою землю оккупированной и потому прибегает к террору.

Крюгер анализировал также происхождение иностранных боевиков, захваченных в Ираке в 2005 году. Но, как мне кажется, сегодня следовало бы включить в картинку иностранных наемников ИГИЛа, что дало бы принципиально иную картинку – значительное число боевиков приехало из Европы, из России и прочих стран бывшего СССР.

Во время ответов на вопросы (видимо, в конце третьего дня) профессор Крюгер высказал интересную мысль, что образование делает человека более уверенным в своей правоте, уменьшает степень сомнения в собственных знаниях. Мол, по этой причине те, кто лучше образован могут в большем проценте идти в террористы.

Я бы чуть иначе сформулировал: ПОВЕРХНОСТНОЕ образование заставляет думать, что знаешь все ответы, что ставить под сомнение догмы нечего, что мы можем ошибаться. Именно плохое образование и дает средняя школа – максимум там можно заучить какое-то количество фактов и научиться решать задачки, но в средней школе не разрешают ставить под сомнение авторитет учителя и учебника. Отдельные школьники могут попытаться узнать больше в других книгах, но система это не поощряет. Особенно в странах с низким уровнем гражданских прав и свобод.

Хуже того, и университетское образование в значительном проценте случаев – для практически всех гуманитариев и значительного числа представителей прочих, не связанных с экспериментами, дисциплин, – не учит подвергать сомнению факты и правила, критически все анализировать и пытаться взглянуть на проблему под другим углом. Потому в исследовании Крюгера и зияют вопиющие проколы: он ищет только корреляции, но не каузации, он не рискует изучать ислам отдельно, как причину или источник проблем, он не указывает, например, религиозную принадлежность террористов, совершавших преступления в Индии (косвенно – да, упоминается, что в основном они из Пакистана), равно в Израиле/Палестине и Ливане, где есть не только арабы-мусульмане, но и арабы-христиане, ведущие себя принципиально иначе.
Когда обсуждается “рынок для террористов”, т.е. рекрутирование и продвижение внутри террористических структур рассматривается как экономическая модель, не делается поправка на естественный отбор: те, кто дольше учились, в среднем чуть умнее, чем те, кто учились меньше, потому они имеют больше шансов уцелеть на низовом уровне, а затем и продвинуться, а продвижение в свою очередь обеспечивает попадание в базы данных, куда самые низовые кадры не попадают.
И что еще веселее, ислам не упоминается, как одна из главных мотивирующих сил в отборе террористов, особенно террористов-самоубийц.

Несмотря на перечисленные недостатки книги, о чем-то она позволяет задуматься. А это не так уж и мало!

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s