“Liv Stein”

Во вторник ходил на первое – еще до официального открытия, – представление Лив Штейн – пьесы грузино-немецкого драматурга Нино Харатишвили (Nino Haratischwili) в постановке режиссера Мэтью Джоселина (Matthew Jocelyn) и художника Дебры Хэнсон (Debra Hanson). Какие-то критики в восторге, какие-то не то, чтобы очень, но ожидают большого резонанса.

liv-stein
Лесли Хоуп (Leslie Hope) в титульной роли

Родившаяся в 1983 году в Тбилиси Нино Харатишвили в 2003 поехала учиться в театральную академию в Гамбург, где начала писать пьесы и прозу на немецком. “Лив Штейн” написана в 2008 и сразу же получила премию в Гейдельберге. Вообще у Харатишвили уже есть неплохая коллекция призов и наград за ее творчество. Если она будет продолжать столь же сильно, она имеет неплохие шансы на мировую известность (вплоть до Нобелевской премии). Никакого сарказма – у Харатишвили на мой взгляд очень большой талант!

Итак, занавес открывается и звучит Рахманинов. Героиня – пианистка, ставшая известной за свое исполнение именно этого композитора, но бросившая музыку после того, как умер от рака ее единственный сын. Через непродолжительное время с ней развелся и ушел к более молодой муж, преподаватель консерватории. При этом его чувства к ней не совсем остыли. И вообще не ясно, насколько уход был вызван страстью, а не попыткой обратить на себя внимание погруженной в депрессивные мысли Лив.

Бывший муж упоминает студентку другого профессора, которая обратилась к нему, как к мужу известной Лив Штейн, мол, хотелось бы заниматься у известной пианистки. Нет, героиня ни в чем не заинтересована, Однако настырная студентка все же появляется в ее доме и забрасывает крючок со страшной наживкой: за то, что Лив будет с ней заниматься, она расскажет о жизни умершего сына Анри то, что мать о нем не знала.

В итоге мать побеждает, и Лив соглашается давать уроки Лоре. Но человек обладает некоторой степенью целокупности, потому, начав давать уроки, героиня постепенно меняется и как человек – вылезает из депрессии, начинает иначе относиться к газировке, и т.д., – и как музыкант (меняет взгляд на музыку Равеля).
Тем временем Лора заводит роман с Эмилем, бывшим мужем Лив. Умудряется повлиять и на агента Лив…
Лора настолько заметно прогрессирует, как пианистка, что Лив решает вернуться на сцену и дать совместный концерт со своей ученицей.

liv-stein-2
Лив (Leslie Hope) и Лора (Sheila Ingabire-Isaro)

Однако все описанное оставляло ощущение у меня какой-то наигранности, искусственности. Не похожа была Лора на студентку консерватории – слишком развязанной и раскованной она была.

И вот бывший муж обнаруживает, что у его коллеги никогда не было студентки Лоры, что никто о ней и ее отношении к их умершему сыну ничего никто не знает, на похоронах ее не было… Сказка рушится… Лора пытается оправдаться, но Лив ее не слушает… Лора уходит. Но бросает через плечо, что дневник сына Лив под креслом.
И пианистка не выдерживает – достает дневник. Лора работала в кафе, где и познакомилась с Анри (сыном Лив и Эмиля), у них был роман и т.д.

И тут всё те несуразности, нестыковки предстают в совершенно новом свете – мозаика сошлась полностью! Все кусочки встали на свои места и не осталось места никаким психологическим накладкам.

Очень сильная пьеса для молодого автора. Тем паче на неродном языке!

Представления в Торонто это и премьера пьесы в Северной Америке, и премьера на английском языке. Красивая и достоверная игра актеров (особенно выделю сильный дебют уроженки Руанды – Шейлы Ингабире-Исаро, которая только года назад закончила театральный факультет в колледже в Торонто), качественная работа режиссера. Рекомендую!

PS. Eдинственное, что я бы сделал иначе – концовка: надо было или оборвать чтение дневника (оно было затянутым) и дать зрителям возможность додумать, или через несколько минут чтения Лив должна воскликнуть “Это же не почерк Анри!”. И тут же вторая мысль – но из-за рака головного мозга у него мог измениться почерк! И зритель остается перед дилеммой: это всё мистификация, сложная, хорошо подготовленная мистификация Лоры, или последняя очень талантливая девушка, которая любила Анри, но не училась в Консерватории и её напрасно прогнали…

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s