В машинном отражении

В отличие от описанного чуть раньше неприятия выходцами из бывшего Союза дважды соотечественников, для большинства культур, этносов и общин характерно предпочтительное отношение к членам своей группы (по-английски называемое – in-group favoritism или in-group bias). В статье на соответствующую тему в журнале “Nature“, самом престижном из научных, авторы заявляют: “Предпочтение членов своей группы – центральный аспект человеческого поведения” (“In-group bias is a central aspect of human behavior”).

Заметил интересную особенность, которая – как полагаю, – характерна для многих: я, априори, лучше отношусь к водителям в машинах того же производителя, что у меня.

У меня нет ни малейшего сомнения, что водители “Мазд” в Торонто не лучше, чем водители “Ниссанов” или “Хонд”, но первые мне заранее симпатичнее, чем вторые или третьи. Потому что у меня есть нечто общее с первыми – автомобиль той же марки.

И в этом есть определенная логика: люди выбирают машины, исходя из в чем-то сходных мотивов, и находятся – в большинстве случаев, – примерно на той же ступеньке социальной лестницы. Впрочем фактически тоже самое можно сказать обо всех водителях машин для среднего класса, тем не менее к водителям “Хонд” у меня тёплых чувств нет.

Хотя… секундочку! Если задуматься, то при сравнении с машинами для верхней части среднего класса и богатых (или тех, кто воображает, что относится к этим группам), в целом ровное отношение ко всем машинам для среднего класса (за исключением особо хорошего к “Маздам” 🙂) сменится к негативным отношением в адрес люксовых машин. В зависти-ли тут дело? Не буду исключать, но, как мне кажется, это не самое удачное объяснение (нет, не по причине удара по моему самолюбию), впрочем важнее, что сие предубеждение довольно широко распространено.

Как Вам, к примеру, такая шутка:
– What is the difference between a BMW and a porcupine (дикобраз)?
– Porcupines have pricks on the outside. (pricks – и иголки, и мудаки, т.е. у дикобраза иголки снаружи, а у Бумера внутри – мудаки)
И таких шуток хватает.

Среди разных объяснений предпочтения своих можно выделить теорию социальной идентификации Хенри Тайфеля (я об этой теории писал пару лет назад).

Во время поездки в автомобиле мне проще идентифицировать людей по маркам машин, т.к. их проще заметить, чем то, кто именно сидит за рулем. Отсюда необычная групповая идентификация.

Также может влиять на подобное искажение, – то, как мы водим, вернее – за счет какой части сознания. Согласно многократно упоминавшийся в этом блоге “двух процессной теории”, человеческое сознание состоит из двух неравных частей: большой, мощной, быстро включающейся и почти не устающей “системы 1”, дающей при этом логические сбои и подверженной влиянию эмоций, и небольшой, ленивой, медленно включающейся и быстро устающей, но зато полностью рациональной “системы 2”.
То, что мы делаем “автоматически”, делается “системой 1”, что означает легкость включения эмоций и логические издержки как следствие.
Из чего следует, что любое автоматическое действие в случае любых помех должно легко вызывать эмоциональную реакцию. В том числе вождение.

Еще один, возможно играющий роль, фактор – риск: поскольку передвижение в металлической коробке на большой скорости среди других металлических коробок означает повышенный риск смерти. Потому нельзя исключить, что мысли о смерти чаще посещают водителей, чем лежащих на диване или сидящих в кресле (это моя спекуляция, никаких подтверждений в научных статьях я не встречал). А одно из теоретических объяснений внутри-группового фаворитизма – экзистенциальный страх смерти (Terror Management Theory). То есть страх смерти может подталкивать к поиску групповой идентичности, а в данных условиях наиболее простая идентификация – как уже говорилось выше, по марке машины.

По сути можно сказать, что мы “думаем” (насколько это слово применимо к происходящему в “системе 1”), что мы похожи на других водителей машин той же марки. Вернее, они – на нас. Ну, или, как минимум, на них частично распространяется наше внутреннее ощущение “я хороший”, т.е. если я такой, то и они в какой-то мере тоже. Мы словно видим собственное отражение в людях, сидящих за рулем такой же машины (чуть меньше – того же производителя и т.д.).

Описанная особенность сознания может показаться ничтожной, не имеющей практически никакого значения. Вероятно, что и так. Тем не менее рискну предположить, что обнаруженное искажение может быть одним из примеров сходных по механизму групповых идентификаций и предпочтений. И как представитель целого класса может быть куда интереснее. Осталось только найти еще примеры 🙂

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

2 Responses to В машинном отражении

  1. Когда-то я писал заметку, в которой фигурировали любители разных музыкальных направлений, дерущиеся друг с другом на стрелке как пример проявления человеческой сущности, которую лицемерно игнорируют гуманисты. Суть в том, что любовь не только зла, но и обладает приоритетом над осознанными аргументами. Человек будет, скорее, логически обосновывать свои предпочтения, чем предпочтёт то, что для него лучше вследствие каких-то логических умозаключений.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s