Чудеса и проклятья в нас

Смотрели Чудеса с небес (Miracles from Heaven) – историю маленькой девочки, которая странным образом не пострадала при падении в дупло тополя, мало того, после падения она исцелилась от серьезной болезни.
Фильм поставлен по книге, написанной мамой девочки, и относится к жанру “христианской драмы”. Неплохая игра актеров, особенно Дженнифер Гарнер, плюс сюжет – болезнь ребенка и ожидание чуда, обещанного в названии, – гарантируют массу переживаний (запросто можно проплакать от трети до половины фильма).

Впрочем не о фильме пойдет речь. Медикам известна “спонтанная ремиссия” – внезапное, необъяснимое с точки зрения медицины исцеление тяжелых заболеваний. В фильме термин упоминается, т.к. объяснить исчезновение всех симптомов интестинальной псевдообструкции у девочки врачи не могут. Как не могут объяснить, почему иногда, очень редко вдруг “проходит” рак.

Мне кажется, что значительная часть болезней человека вызывается самим человеком. Вернее, одной из частей сознания.
Многими современными психологами разделяется двух-процессная теория сознания, представляющая человеческое сознание в виду двух неравных частей: большой, мощной, быстрой, автоматической, но не совсем рациональной части, называемой “система 1” или образно “слон”, и маленькой, медленно включающейся и быстро устающей, но зато логичной части, называемой “система 2” или “наездник”.
Рефлексия и самопознание осуществляются только “наездником”, при том, что значительная часть поступков и решений принимаются “слоном”. Последний же напрочь непрозрачен для исследования “наездника”, т.е. о происходящем в “слоне” мы можем судить по поступкам, но не по объяснениям самого человека.

Если согласиться с этой концепцией, то можно сделать и следующий шаг (правда, пока – “вроде бы”, т.к. я не особо внимательно слежу за публикациями, – психологи не сделали его): предположить, что в “системе 2” одновременно происходят множество процессов, не всегда слаженных и нацеленных на благополучие того человека, в чьем сознании они и имеют место. Таким образом мы приходим к несколько иной метафоре: вместо одного слона появляется целое стадо слонов или овец, пасти коих ничуть не легче, чем зайцев или кошек в детской сказке (подтвердить ссылками на исследования не могу, это целиком и полностью мои спекуляции).

Старая шутка утверждала, что “все болезни от нервов”. Хотя четкую связь между болезнями и нервами раньше не знали, но и “нервные расстройства”, и психосоматические болезни врачи признавали. Потом обнаружили гормональный механизм, а в последнее время крепнет понимание того, что мозг в значительной мере контролирует иммунную систему.
Поскольку именно сбой в функционировании последней является одним из ключевых механизмов в начале рака и множества аутоиммунных расстройств, не будет ошибкой сказать, что какие-то процессы в мозгу могут привести к развитию упомянутых заболеваний. А поскольку клетки в мозгу связаны, то эти вызывающие патологию процессы гарантированно связаны и с сознанием. И сознание вполне может запускать болезнь. Не во всех случаях, вероятно, но в каких-то его роль, как триггера болезни, – главная.

Раз уж мы склонились в сторону гипотезы, что в людском сознании имеются две части, то с какой из них следует связать болезни? Про исцеление с помощью логики я никогда не слышал, хотя вопросом интересовался, что позволяет предположить весьма незначительный вклад “наездника” в патогенез и, соответственно, исцеление.

Если же именно происходящее в “стаде слонов и овец” вызывает болезни, то непрозрачность и запутанность процессов в “системе 1” может объяснить и отсутствие четкой логики в патогенезе, т.к. у каждого из нас в этой части бардак/беспорядок совершенно индивидуальный.

Отсюда же проистекает объяснение, почему “альтернативная медицина”, “эзотерика” и духовные и религиозные практики не дают четких результатов: то, что помогает запустить обратную реакцию в “системе 1” одного человека – скорее всего, – не может помочь другому, т.к. у него беспорядок совершенно отличный, ничем не похожий, пусть даже у обоих запущен сходный механизм патогенеза. К одной и той же болезни могут привести совершенно разные конфликты и столкновения между “слонами” и “овцами” в автоматической части сознания.

Что же делать? Как навести порядок среди невидимых нашему сознанию, – хотя и находящихся в нём! – путаницы и противоречий, способных привести к болезни?

Один из ответов известен давно – это вера. Возможно, эволюционная ценность религии для человека как раз в том, чтобы приводить в состояние гармонии конфликтующих “слонов” и “овец” в нашем сознании.
Однако – как мы уже говорили, – поскольку беспорядок у каждого свой, – и разобраться в нём невозможно, – вера не может гарантированно помочь повернуть болезнь вспять. Успокоить сильный внутренний разлад – да, но вернуть здоровье, после того, как некие процессы в сознании запустили тяжелую болезнь, – увы!

Предложенная схема означает, что религия – отнюдь не необходимое следствие разумной жизни, но характерна для людей из-за особенностей устройства нашего сознания. Допускаю, что у каких-то других видов сознание может быть целостным, без внутренних конфликтов и противоречий и потому абсолютно логичным, а у других видов источник религии может быть совсем не тот, что у нас. Хотя это уже совсем другая тема для интеллектуальных экзерсиций.

Повторюсь, что перед Вами, дорогой читатель, чистой виды спекуляция. Тем не менее предложенная схема позволяет понять, почему разные духовные практики могут способствовать исцелению от самых разных недугов, но отнюдь не у всех, кто их применяет, и то, почему чудесное исцеление соседа не означает, что и на Вас те же действия окажут столь же благотворный эффект, зато может – иная эзотерическая практика. И почему в предыдущем предложении следует делать ударение на слове “может”: потому что никакой гарантии исцеления нет! Даже о стабильном и сходном проценте вылеченных, как при использовании конвенциональной медицины, говорить не приходится.

У религии/веры есть еще один плюс при лечении тяжелых заболеваний – она примиряет со смертью. А также никак не мешает конвенциональному лечению. Поэтому почти исчезнувшие из западного проката христианские драмы и прочие фильмы, в художественной форме рассказывающие о духовном поиске, могли бы сослужить людям хорошую службу.
К сожалению, это против моды современного западного общества на светские суррогаты религии, которые требуют истовости, но не даруют внутренний покой.

Так что чудеса, – если и приходят извне, – как минимум, должны срезонировать с тем, что внутри нас, чтобы чудо свершилось. Но боюсь, что в большинстве случаев в нас самих  находится источник не чудес, а проклятий для нас самих же.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s