Facebook effect

Дан Ариэли в 2011 году описал “эффект ИКЕА” – когнитивное искажение, выражающееся в склонности людей приписывать большую ценность вещам, которые они сделали или хотя бы собрали.

Не могу сослаться на какое-либо исследование, но мне кажется, что есть и “эффект Фейсбука“, заключающийся в том, что люди полагают свою виртуальную активность в социальных сетях равной действиям в реале. По есть кликнуть “нравится” под сообщением о демонстрации получается примерно равным выходу на демонстрацию.

Полагаю, что в “Твиттере” происходит тоже самое, подозреваю, что и в “ВКонтакте”, и “Одноклассниках” – аналогично, тогда как в “Живом журнале” или профессиональной сети “Linkedin” – в заметно меньшей степени. “Фейсбук” становится лучшим союзником коррупции и диктатуры, т.к. позволяет людям симулировать возмущение, заменяя настоящие действия “лайками”. Безусловно, никакой вины “Фейсбука” нет, он виновен не более, чем водка в аварии: совсем не обязательно, выпив водки, садиться за руль, как не обязательно ограничиваться “Like”, когда требуется действие. Но мы, люди, устроены так, что выбираем наиболее легкий путь: если я могу поднять собственную самооценку нажатием кнопки без того, чтобы куда-то идти и тратить время и силы, а то и рисковать чем-то, то я ограничусь использованием мышки.

Другое дело, что поскольку значительное число наших социальных контактов сосредоточено в социальных сетях, то и мы не можем без них, и наши призывы к соратникам имеют место тоже там. Но поскольку ответ на призыв мы получаем лишь иллюзию поддержки, мол, “нравится”, мы с тобой, одобряем и поддерживаем, то получается, что реальная прочность социальных связей, которыми мы пытаемся защитить себя, – равна нескольким “лайкам” и комментариям. Но нам достаточно выдумки, фантазии, виртуальной реальности.

Поскольку крепость социальных связей продолжает уменьшаться с каждым последующим поколением, влияние “эффекта Фейсбука” будет только возрастать в обозримом будущем.

This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s