Эффект привычной непонятности

Вопреки или благодаря тому, что я не учился в музыкальной школе, я очень люблю классическую музыку: могу пойти на два концерта в один день или три-четыре в неделю. При этом с музыкальной нотацией я не знаком. Разумеется, названия нот я знаю (спасибо урокам пения в советской школе), и поскольку прочел сколько-то биографий композиторов и много концертных программок, могу что-то сказать о прослушанном концерте.

Из предыдущего абзаца должно быть понятно, что для меня уточнение, концерт соль-мажорный или ре-минорный, не скажет ничего. Я, возможно, вспомню, в чьем еще исполнении слушал данное произведение, или скажу, что мне не нравится в интерпретации исполнителя или дирижера, но указание на тональность не даст мне ничего (кроме общего знания, что минор – обычно грустный, а мажор – скорее радостный).

Несмотря на всё вышесказанное, я постоянно ловлю себя на том, что мысленно перевожу английскую терминологию, например, “A minor” в русскую “ля-минор“, хотя что первый термин мне не говорит ничего, что второй.

Рискну предположить, что это одно из когнитивных искажений, свойственных значительному числу людей, когда непонятный, но привычный термин воспринимается как понятный, а его менее привычный аналог кажется совсем запутанным, требующим замены термином привычным.

Похоже, что этот феномен касается исключительно терминов, которые мы не понимаем, тогда как то, в чем разбираемся достаточно хорошо, переводов/замен не требует.

Впрочем подтвердить сие наблюдение ничем не могу. Хотя и практически уверен, что подобный эффект предпочтения привычной непонятности перед непривычной характерен для большинства людей.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

2 Responses to Эффект привычной непонятности

  1. Anonymous says:

    Вспомнился анекдот, который ходил среди физиков е 30-е годы прошлого века.
    — Вы понимаете теорию относительности?
    — Сначала не понимал, а потом привык.

Leave a Reply

