Разные оттенки зависти

Зависть – сильная эмоция (или – в русских источниках – “негативное состояние психики”), вызываемая отсутствием или недостатком чего-то, включая личные качества, у испытывающего. Из чего следует, что сталкиваться с ней должен всякий.
Заметьте “сталкиваться”, но не “испытывать”. На протяжении жизни испытать зависть доведется практически каждому, но готов предположить, что на каких-то жизненных этапах человек может практически не завидовать, потому не заметная при рефлексии (в том числе в виду отсутствия привычки рефлексировать) зависть может восприниматься, как нечто напрочь несвойственное качество. Подозреваю, что и среди тех, кто прожил долгую жизнь, не чураясь рефлексии, могут быть те, кто никогда и никому не завидовал. Но таких людей должно быть очень мало, потому что мы, люди, существа социальные, т.е. сравнивать себя с другими нам свойственно.

Поскольку зависть связана со сравнением, то, искусственно стимулируя зависть в эксперименте, можно добиться большего внимания к другим людям, например, во время интервью, лучшей памяти о том, что интервьюируемые сказали.

Что на мой взгляд крайне важно в зависти, она предполагает равенство. Умозрительное, исключительно в глазах самого завидующего, но примерное равенство хотя бы по нескольким, кажущимися весомыми пунктам. Посредственный графоман может завидовать великому поэту, но гениальному физику или художнику завидовать не будет. Тогда как физик или художник будет завидовать своим коллегам, но не поэтам или архитекторам, биологам или юристам. Раз я завидую, знать я почти не менее достойный, спосоровней полагаю. И этим зависть повышает самомненье.

Порой выделяют черную и белую зависть, полагая первую за желание лишить кого-то того, чего у завидующего нет, а вторую – за желание обрести нечто без того, чтобы другой чего-либо лишался.

Рискну предположить, что между черной и белой завистью должны располагаться промежуточные варианты, когда желание обладать самому в какой-то степени сочетается с тем, чтобы у того, кому завидуют обсуждаемое качество было чуть менее развито (вплоть до полного отсутствия).
Наверное, эти промежуточные варианты и составляют подавляющее большинство случаев белой зависти, но об этом стараются не говорить, даже самим себе не признаются до конца.

Полагаю, что помимо зависти в чистом виде есть великое множество фантазий, где наделяют самого себя отсутствующими в реале свойствами, т.е. по сути мы имеем ту же белую зависть, но не к конкретному знакомому, а возведение самого себя на пьедестал, доведение представления о себе в фантазиях как идеала человека. Функция, исполняемая сравнением никуда не делась – человек пытается в мечтах повысить собственный социальный статус, – но вместо сослуживцев и соседей воображают себя выше всех, т.е. усредненного представителя толпы, который должен восхищаться мечтающим.
В этом случае мы получаем как бы обратную зависть: человек хочет, чтобы завидовали ему, чтобы он был настолько крут, чтобы стать объектом зависти.

В определенной мере черная зависть предполагает тот же сценарий: если у меня в фантазии появляются те качества, которые в реале есть у соседа, а у последнего они пропадают, мне будет трудно избежать приписывания соседу в моих фантазиях тех чувств, кои я в реале испытываю к нему.

Фактически зависть подразумевает желание стать вместо себя кем-то другим – тем, кому завидуют. Что означает неприятие себя реального, т.е. деструктивные чувства к самому себе. Одновременно это лишает необходимости изменять поведение, т.к. если в фантазиях у меня есть нужное качество, зачем мне напрягаться в реале, дабы получить его?

Кто больше подвержен зависти? Поскольку речь идет о сравнении, то люди, чаще сравнивающие себя с другими, должны чаще испытывать зависть, тогда как анахорету она должна быть чужда.
При этом достаточно большое число социальных связей поможет создать ощущение собственной значимости, а во-вторых, убедит, что завидовать нужды нет. Что дает нам некое подобие кривой Лаффера:

Curve of envy

У кого-то кривая будет ближе к красной, у кого-то к зеленой, у кого-то к черной, но в принципе при нуле (точнее абсолютном минимуме, т.к. даже отшельнику кто-то приносит еду или приходит за советом) контактов зависти практически не будет, а очень большое число контактов поддерживать при наличии зависти невозможно.

Аналогично кривой Лаффера, данная зависимость вряд ли абсолютна, но для каждого конкретного человека она будет работать: если средний человек резко уменьшит или сильно увеличит число своих социальных контактов, зависть – с большой долей вероятности, – уменьшится. Разумеется, если изменение не краткосрочное.

Более того, я полагаю, что и степень зависти, доступной человеку, различается, т.е. кто-то может завидовать заметно сильнее, кто-то – слабее, чем я или Вы, мой дорогой читатель. При этом каждый из нас, скорее всего, находится примерно в районе максимума зависти – не на пике, но недалеко от него.

Разумеется, всё это чистой воды спекуляции, коим у меня нет ни малейшего подтверждения.

Однако помимо обычной зависти к тому, кто как нам кажется нам ровня, есть и кратковременные, не особо внятные приступы зависти иной природы. Зависть, как ее объясняли выше, должна помочь людям самым безопасным образом повысить самооценку: представить, что сосед не так силен или умен, как в реале, куда безопаснее, чем попытаться доказать это на практике.
Человек обладает знанием о собственной смертности, и напоминание о ней заставляет людей вести себя чуть иначе, чтобы не мучиться экзистенциальным страхом смерти. Во всяком случае так полагают сторонники Terror Management Theory. И хотя никаких экспериментов, подтверждающих мои слова вроде бы нет, рискну предположить, что мысль о собственной смертности может заставить человека позавидовать гению или большому таланту ради того, чтобы унять неприятное чувство умру-и-ничего-не-останется.

Итак, допустим, есть не только белая и черная, но и куча серых оттенков зависти, допустим есть зависть к гениям под влиянием страха смерти, что дальше, какие выводы?
Во-первых, если высказанные предположения верны, то чем более социально однородным будет общество, тем больше в нем будет зависти, т.к. каждый – ровня каждому. То есть коммунизм невозможен не только экономически, но и психологически – его взорвет зависть.
Во-вторых, к собственной зависти надо относиться спокойнее, используя ее как механизм для рефлексии, позволяющий увидеть в себе то, что иначе осталось бы незамеченным.
Да, зависть плоха, но знание, как уменьшить собственную зависть, пусть и не используемое, может понизить градус внутреннего конфликта, вызванного ощущением греховности из-за обнаружения у себя этого нехорошего чувства. Понимание того, что и по какой причине происходит в душе, как мне кажется, помогает жить чуть счастливее, приобретать чуть больше опыта после каждой неприятности, которая случается в жизни.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.