О терроризме

Днями задумался о том, насколько разные вещи называются терроризмом. И если на английском говорят о чем-то конкретном (“насилие или угроза применения насилия ради достижения политических/религиозных/идеологических целей”), то на русском конкретики нет – “идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти”.
Не могу не постебаться, что согласно этому определению терроризмом являются действия Кремля, т.к. и насилия в его идеологии хватает, и воздействия на принятие решений всяких незаконных.

Однако проблема не в низком качестве российских законов, а в накопившемся опыте ошибок.

Первыми в современной истории начали говорить о терроре якобинцы, потом были российские террористы-нечаевцы и прочие народовольцы и эсеры, потом террор был поднят на новые высоты большевиками так что даже нацисты не могли их переплюнуть, хоть и старались. И как это всё стыкуется с мусульманскими террористами?

Для начала было бы полезно различить террор – как насилие в отношении гражданского, невиновного населения, – и политические убийства, совершаемые в отношении конкретных лиц, по мнению убийц сделавших нечто плохое.

Убийства (или насилие) по политическим мотивам, как концепция, позволяет отделить убийства политиков или чиновников (пусть при этом могут случайно пострадать родные или случайные прохожие), от взрывов в кафе, на концертах, дискотеках, вокзалах, базарах, музеях и прочих местах, где личности жертв не имеют значения для преступников.

Дореволюционные российские “террористы” были политическими убийцами, а вот якобинцы и большевики хоть и прикрывались идеологией политического насилия были именно террористами, т.к. им было все равно, что на самом деле сделали жертвы.
Захват и последующее убийство министров или судьи – это не терроризм. Несмотря на наличие у преступников идеологии и неких целей.

Я не пытаюсь обелить убийц или их преступления. Я предлагаю внести ясность, чтобы не возникало странных вопросов, смущающих правоведов, например, о праве на революцию и его отличии от терроризма.
Если цель революционеров – оставим в стороне принципиальное отношение к революции, – уничтожение тирана, но без жертв среди прохожих или детей тирана не обойтись, то мы будем иметь убийство по политическим мотивам. Если же взрывают детский праздник, где будут дети чиновников, политиков или генералов, то это чистой воды терроризм.

Если все так просто и очевидно, то откуда же путаница? Только из-за того якобинцы и Нечаев решили использовать слова с этим корнем, а дальше никто не стал исправлять?
В какой-то мере да, но полагаю, что в не особо большой.
Рискну заявить, что для левых экстремистов – коммунистов, социалистов, эсеров, анархистов, – “террор” имел положительную коннотацию, тогда как для остальных – негативную. После того, как большая часть западных левых избавилась от ослепления сталинизмом, узнав о преступлениях последнего, а меньшинство отрезвело или повзрослев, или после разгрома “красных бригад” и “фракции красной армии”. Однако “террор” в понимании левых не стал чем-то ужасным. После 11 сентября, взрывов в Лондоне, Мадриде, Париже, Брюсселе левые не могут сказать, что в терроре нет ничего плохого, т.к. пострадали простые люди, примерно такие же, как и большая часть населения Западных стран. Потому дискурс, где смешиваются и “издержки революционной борьбы”, и насилие в отношении обычных людей левых вполне устраивает.

Вторая группа, которой выгодна терминологическая путаница – политики и бюрократы. Политикам и чиновникам не хочется подчеркивать публично свои отличия от обычных людей, выделяя политически мотивированные убийства, как хоть в минимальной мере оправданные действиями самих убитых, или пусть не оправданные, но вызванные. “Мы все жертвы террора” звучит не хуже, чем “мы все жертвы кризиса”: появляется некая общность, иллюзорная, разумеется, но жить все стали хуже – у кого-то суп стал жиже, у кого-то жемчуг мельче.

Правые круги по какой-то причине или упустили терминологическую ошибку, или не смогли донести до широких масс и внедрить в язык более точные определения.

Разумеется, и эта попытка предложить более точные определения канет втуне, но дело скорее в том, чтобы лучше разобраться самому и поделиться соображениями, чем в том, чтобы изменить мир или других людей.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s