“Sinfonia Toronto” и Марьян Мозетич

Хотя я почти не пишу про концерты классической музыки, мы ходим на них примерно раз в неделю. Помимо случайных мероприятий, на кои билеты покупаются в последнюю минуту, у нас есть абонемент на Торонтский симфонический (который в последнее время разочаровывает и сильно, но не буду о нём) и на все выступления камерного оркестра “Sinfonia Toronto” (правильное английское написание слова “симфония” – Symphony, но был еще какой-то музыкальный инструмент под названием симфония “symphonia”, а тут специально используется омофон). Оркестр очень неплохой, хотя и практически не известный за пределами Торонто или, в лучшем случае, Канады.

Включите, пожалуйста, этот небольшой клип

и продолжайте читать, смотреть там особо нечего, достаточно слушать.

Музыкальный руководитель “Синфонии” – Нурхан Арман довольно активно работал в Европе и дирижировал, среди прочих, Московским, Харьковским, Армянским, Литовским и Венгерским филармоническими оркестрами. В программе выступлений оркестра помимо проверенной классики есть и сочинения современных композиторов, как канадских, так и европейских, включая армянских и российских.  “Sinfonia Toronto” довольно активно сотрудничает с солистами из бывшего Союза. С определенной натяжкой схема такова: первое выступление в Торонто – с “Sinfonia Toronto”, потом сольно или с аккомпаниатором в Королевской консерватории, а потом – с Торонтским симфоническим.

На мой взгляд по соотношению цена-качество абонемент на все 7 концертов “Sinfonia Toronto” – не имеет конкурентов в наших краях. На втором месте – абонемент в Канадскую оперу (но он заметно дороже, если выбирать хорошие места). Так что жителям Большого Торонто рекомендую 🙂

Обычно исполнение произведений современных композиторов, особенно всякие “премьеры” (“торонтские”, “канадские”, “северо-американские” и “мировые”), меня заранее напрягает – я настраиваюсь на то, что надо немного помучиться, а потом все будет хорошо. Да и не может быть среди современников такой же пропорции талантов, как среди тех, кто прошел испытание временем: все не особо талантливые композиторы (художники, писатели, скульпторы и т.д.) прошлого забылись, для нас же в программках остались только самые интересные, яркие, нравящиеся публике.

В прошлую пятницу ходили на очередной концерт “Sinfonia Toronto”, где первая часть была отдана произведениям канадского композитора Марьяна Мозетича. Хоть он и родился в Италии от родителей-словенцев, композитор он однозначно канадский. Не самый известный. С данным оркестром Мозетича связывает совместная работа – он несколько лет был “дирижером-при-оркестре” (“conductor-in-residence”).
Я не уверен, но полагаю, что существуют какие-то гранты правительства Канады, стимулирующие исполнение канадскими оркестрами сочинений канадских же композиторов, а также позволяющие оплачивать творческое нахождение композитора “при оркестре” к выгоде и композитора, и оркестра.

Как бы то ни было, перед началом концерта Мозетича вызвали на сцену сказать несколько слов о своих произведениях. Несмотря на то, что английский для Мозетича родной (его привезли в Канаду в 4 года), сказать что-то внятное он не мог. Рожденный в Турции и говорящий с сильным акцентом Нурхан Арман был куда красноречивее.
Но уже после исполнения первого произведения – красивого, легкого, пусть и не гениального, – я вспомнил о Стравинском, который тоже обладал чудовищной анти-способностью к языкам.

То произведение, которое, надеюсь, Вы, дорогой читатель, сейчас слушаете, называется “Affairs of the Heart“. Буквально “дела сердечные”, или “романтические/любовные связи” с акцентом на чувства, а не чувственность, т.е. сердце, а не гениталии.
Я просто “подсел” на него и уже третий день слушаю без перерыва. Полный вариант тут. А есть и другое красивое произведение – Страсть ангелов. Или Ангелы в полете. Или Весы радости и печали

Вроде бы ничего особенного, никакой явной, бросающейся в глаза, очевидной всем гениальности, но завораживает, цепляет, во всяком случае нас с Риточкой.

Не заметил никаких мыслей (впрочем их мне удается заметить только у Шостаковича, Прокофьева, иногда Рахманинова и редко у других композиторов, возможно, это особенность моего восприятия, а не качество музыки, т.е. личная иллюзия), но чувства трогает… Аж пробирает! Вроде быв музыке ничего сложного. Всё просто. Но это простота самой искренней молитвы или удачной медитации, когда перестаешь быть собой, теряшь самость, словно расстаешься с телом и своим закомплексованным, подверженным всевозможным страхам и переживаниям “Я”…
Наверное, это одна из главных задач искусства – помочь слушателям или зрителям забыть о себе, временно освободиться от эгоизма, увидеть не замеченную прежде красоту мира или какой-то его части, стать чище и лучше… Пусть на минуты, секунды или доли последней…

И чем больше я слушаю музыку Мозетича, там больше в нее влюбляюсь… Не знаю, гений он или нет, но у него есть совершенно волшебные произведения. Это тот восторг, коим я не могу не поделиться!

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s