“Within the Glass”

Воскресным днем ходил в театр “Таррагон” на новую пьесу Анны Чаттертон Within the Glass – буквальный перевод не “В стакане”, но “В стекле“, поскольку отсылает к латыни “in vitro” (в стекле), как часть выражения “in vitro fertilization”, т.е. искусственное оплодотворение (что позволяет легко догадаться, вокруг чего закручивается сюжет 🙂).

Within the glass - two couples

Несмотря на мой страх перед “мировыми премьерами”, спекталь очень понравился. Так что дальше будет не столько критическая, сколько хвалебная рецензия 🙂

Чаттертон – молодой драматург при театре “Таррагон” (playwright-in-residence), точно также, как Эндрю Кушнир, о чьей пьесе “Полынь” писал полтора месяца назад. Так что можно говорить о настоящей мастерской по подготовке хороших драматургов.

Сама драматург определила жанр сочинения как “драмеди” – смесь драмы и комедии. В отличие от обычной комедии в драмеди не обязателен “хэппи-энд” и можно поднимать более серьезные темы.

Камерная пьеса для нескольких персонажей – подходящий старт для начинающего автора пьес (а не десяток действующих лиц, не ясно, что желающих сказать и зачем находящихся на сцене, как в другом недавнем опыте).
Из 4 актеров я видел Пола Браунстейнера в “Шинели” (давным-давно, когда еще не вел блог), Филиппу Домвилл в Если бы мы были птицами и Рика Робертса в Маленькой комнате наверху.
Первый раз я увидел только актрису Николу Коррея-Дамьюд (у нее весьма солидное резюме) и работу режиссера Эндреа Доналдсон.

Семья обеспеченных и успешных представителей самой верхней части среднего класса – Дара (Филиппа Домвилл) и Майкл (Рик Робертс) – оба в середине пятого десятка, – пытаются завести ребенка. Естественно, с помощью искусственного оплодотворения, и, естественно, не первый раз это дело проваливается… Но в этот раз всё иначе: эмбрион оказался жизнеспособным, но работники клиники по ошибке оплодотворили им другую женщину. Ну, бывает – перепутали эмбрионы.
И вот пара обеспеченных людей среднего возраста нервно ждут встречи с другой парой – женщиной, коей по ошибке достался эмбрион с их генетическим материалом, и ее мужем.

Приходит примерно на 8-10 лет более молодая пара – писатель Скотт (Пол Браунстейн) и художница Линда (Никола Коррейа-Дамьюд). “Стихи и проза, лед и пламень”… Богема и бизнес не схожи больше меж собой, чем герои пушкинского романа в стихах. Но, как обнаруживается, происходящее крайне некомфортно практически всем: Скотт рефлексирует, что ребенок не его, Дара и Майкл готовы начать юридическую войну за свой генетический материал, Линда уже привязалась к ребенку, развивающемуся в ней 4 месяца, и не хочет ни при каких обстоятельствах его терять. Тогда как Дара и Майкл ни при каких обстоятельствах не готовы смириться с потерей и намереваются получить ребенка после родов по суду.
Скотт не просто комплексует из-за ДНК другого мужчины в матке его жены, он постоянно называет ребенка “плодом”, используя тот же термин, что и сторонники абортов.

Конфликт вспыхивает… Его гасят… Майкл желает ребенка больше, чем его жена, у него оказывается по поводу отстутствия детей какой-то комплекс… Зачем Линде еще ребенок, когда у нее уже есть один ребенок, коим она не особо занимается, как выясняется из реплик Скотта…

Обстёбывание гендерных стереотипов, вегетарианства, борьбы за аборты – я долго держался и ограничивался улыбками, когда в зале смеялись в голос, но потом не выдержал и тоже смеялся до слез. Буквально.

Within the glass - feel the baby
Генетический отец ребенка ощупывает живот суррогатной (по сути) матери

Within the glass - feel the baby - 2
Тоже самое делает генетическая мать

Яркие, выпуклые характеры действующих лиц при этом оказываются на удивление цельными: в поступках каждого видна четкая логика, никто не поступает странным для себя образом.

До истерики жаждущий стать отцом Майкл откровенно восторгается красотой и сексапильностью молодой беременной женщины. Той льстит такое восторженное отношение, особенно на фоне недовольства мужа тем, что она вынашивает чужого ребенка.

Within the glass - foot massage
Массаж ног изображается как почти оргазм. Но в правильной пропорции “почти” – столько, насколько может доставлять удовольствие непродолжительный массаж ног, а не как пародия на симуляцию оргазма в порнофильмах.

С одной стороны, полнейшее единство времени, места и действия, как и требуют каноны. С другой, сложные чувства, не укладывающиеся в шаблоны и ожидания зрителей.

Я несколько дней не мог понять, согласен ли я с концовкой или нет? И понял, что только она сделала происходящее подлинным, честным, реальным. Искусство и его логика не всегда соответствуют логике жизни со всеми ее юридическими и психологическими осложнениями, включая привычки и всевозможные страхи.
В какой-то мере каждый из героев – да и каждый из зрителей, – живет в своем аквариуме, в некоей стеклянной банке. Иногда в одной банке оказываются двое людей. Можно попытаться их рассадить по разным банкам или посадить в банки с другими людьми, но ничего хорошего не выйдет.
В комедии показать одиночество человека и ту особую форму одиночества, которая достается некоторым парам, которые не особо счастливы, но порознь не смогут совсем, как мне кажется, не получится. Да и постоянный смех заставляет смотреть через призму упрощений и шаблонов. Драма добавляет не только третье измерение, но и насыщает краски, коими раскрашивают свою игру актеры, возможностью переливаться и меняться, не нарушая логики рисунка…

Within the glass - settings

Единственный вопрос у меня был к художнику-постановщику Джулии Фокс: это недостаток ресурсов или намеренное решение с обстановкой квартиры, где не нашлось 6 одинаковых стульев?

Но если оставить в стороне занудство, то спектакль был совершенно потрясающий с великолепной игрой актеров и очень сильным, психологически верным текстом. Всем жителям Торонто (разумеется, с соответствующим уровнем английского) крайне рекомендую сходить до 14 февраля!

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s