“Полынь”

С подачи нового вебпортала, информирующего о событиях мира искусства в Торонто (и не только), Afisha-Ru.Com вчера посмотрел в театре “Таррагон” свежую пьесу канадского драматурга Эндрю Кушнера Полынь. Великолепный пример качественной современной драматургии.

Wormwood/ Tarragon Theatre

Wormwood/ Tarragon Theatre

Люк Хамфри, Кен Джеймс Стюарт и Хала Хантер – Photo by Cylla von Tiedemann

Сжатый пересказ сюжета таков: канадец с украинскими корнями приезжает в качестве наблюдателя на выборы 2004 в Украине, его селят в частном доме, он влюбляется в девушку, живущую в соседнем доме…

Если прочесть специальный гид к спектаклю или в значительной мере отражающую то же самое программку, может сложиться впечатление, что это спектакль об Оранжевой революции, об украинской политике… Значительный процент зрителей не читал ни то, ни другое, о ситуации в Украине имел откровенно смутное представление. Но самое интересное, что политика была самой незначительной сюжетной линией.
Полынь” Эндрю Кушнера – история любви, фантастическая, но тем не менее психологически точная.

Пьес драматурга я до этого не видел, но с одной удачной работой режиссера был знаком, да и пару актеров уже видел – и Эми Китинг, и Нэнси Палк (ее даже в двух очень хороших спектаклях).

У меня есть только одна претензия к спектаклю – слишком много русского и украинского в спектакле. Вполне достаточно было ограничиться парой-тройкой идиом, песнями на украинском, а остальное добирать с помощью акцента (различать в английском русский и украинский акцент я не умею, если разница для местного уха и имеется, пусть будет два акцента). Тем не менее в основном русское и украинское произношение были понятными. Мне. Но не тем канадцам, что сидели вокруг.

Вторая полу-претензия – акцентирование внимания на политике и внутри-украинском культурном расколе в сопроводительных материалах. Возможно, это был ошибочный маркетинговый ход, чтобы привязать спектакль к современным событиям. Но все последствия – добавили ненужной сложности и политизировали пьесу о любви. Чем только сузили потенциальную аудиторию.

Автор пьесы не выбирает между Ющенко и Януковичем, он толком не понимает, в чем политические различия. Отрицательных персонажей нет, один из второстепенных героев за “оранжевых”, второй – за Януковича, но никакого антагонизма нет. Есть сложный, уходящий в прошлое конфликт между двумя отцами, каждый из которых хочет счастья для своей дочери.

Я бы рискнул сказать, что самая большая ошибка ожидает зрителя, если он решит, что пьеса об Украине. Действие происходит в Запорожье во время Оранжевой революции, но ничего и близко напоминающего реальную страну нет. Это фантазия с украинскими темами – песни, кобзарь, в качестве героя, Чернобыль, бандурист, – но фантазия о любви и жизни, а не о настоящей Украине.
Кроме пары удачных наблюдений автора, культурное несоответствие реальности режет глаз. И сильно. Но я не удивлен, что эту ошибку совершили и критики.

В “Полыни” есть довольно выраженная комедийная составляющая. Но она не мешает ни истории любви, ни мистике/фантастике, ни сложным конфликтам.

Это сцена из сна/кошмара героя (Люк Хамфри) с участием почти мультяшного казака (Кен Джеймс Стюарт) – Photo by Cylla von Tiedemann

Две семьи в двух соседних домах. Отец, мать и дочь. Только в одной из семей мать умерла. В каждом случае мать по сути идет против отца, ну, или, скажем точнее, здорово от него отличается позицией. Канадский украинец как потенциальный жених для любой дочери. Один отец хочет, чтобы его дочь уехала в благополучную западную страну, другой – вроде бы не хочет.

Главный герой в исполнении Люка Хамфри убедителен, как типаж, но в нескольких моментах играл он плохо (когда замерз, когда пил водку и т.п.). За что, впрочем, я бы попенял режиссеру, а не актеру. На чем мои претензии к режиссеру и заканчиваются. В нескольких местах я бы предпочел несколько отличную интерпретацию, но это свидетельство силы пьесы, позволяющей трактовать ситуацию и так, и сяк, а не режиссерских упущений.

Самая мощная актерская работа была у Скотта Вентворта: он был и слепым рассказчиком/кобзарем, и отцом Артемисии

Wormwood/ Tarragon Theatre

Wormwood/ Tarragon Theatre

Photo by Cylla von Tiedemann

Имя главной героини Артемисия (в исполнении Халы Хантер) – родовое название полыни на латыни. Полынь по-украински “чернобыль”. Но не будем останавливаться на первой же параллели: полынь традиционно использовалась как средство от насекомых-вредителей, а также для предотвращение болезней у пчел (отец Артемисии разводит пчел). В советское время полынь использовали и для лечения лучевой болезни (Чернобыль/полынь => лучевая болезнь и, одновременно, ее лечение). Не могу не отметить, что герой боится какого-то радиоактивного заражения от контакта с подвергшимися воздействию радиации за 18 лет до того. Это, как и сны, скорее из фантастической плоскости.

В пьесе упоминается, что в лесах около обезлюдевшего Чернобыля снова появились медведи (реплика была на английском, потому подчеркнули “бурые медведи”, хотя сложно было бы там ожидать появления белых, а черные медведи в Европе в отличие от Северной Америки не водились). И это заставляет вспомнить об Артемиде – богине-девственнице, чьим животным была медведица.

Помимо положительных медицинских свойств полыни, известно, что она может и вызывать отравления с галлюцинациями. Странные видения героя связаны с его встречами с Артемисией. Если угодно, это симптомы отравления полынью…

Множественность смысловых уровней приятно поражает. Что позволит режиссерам находить в будущем свои истолкования пьесы. Если, разумеется, автор решится улучшить шансы на постановку в других театрах для чего избавится от лингвистической замороченности путем перевода большей части русских и украинских реплик на английский (я не уверен даже, что акценты необходимы).

Одним словом, до 20 декабря крайне рекомендую посмотреть “Полынь” в “Таррагоне”

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s