“La Traviata”, или Игра в любовь

Неделю назад ходили на Травиату в Канадской опере, отрывшей новый сезон.


Официальный трейлер постановки

Если суммировать всё, что будет сказано ниже, то получится: рекомендую сходить на первый состав, который выступает 29 октября, а затем 1 и 4 ноября. По поводу второго состава ничего гарантировать не могу. Это было в сжатом виде. Теперь детали.

Уроженка Екатеринбурга, учившаяся в Москве, но в основном выступающая на Западе Екатерина Сюрина в роли Виолетты. Американский тенор Чарльз Кастроново – Альфред. Оба – звезды первой величины, выступавшие в Берлинской, Венской операх, Ковент Гардене, Мете и т.д. Ко всему прочему, они еще и супруги, но никакой особой страсти в происходящее на сцене это не внесло… Американский баритон Квинн Келси в роли Жоржа, отца Альфреда не столь прославлен, но тоже имеет неплохое, хотя и не звездное резюме.

COC - La Traviata

Художник-постановщик Рикардо Хернандез и художник по костюмам Кейт О’Коннор

Еще один визуальный шедевр:

COC - La Traviata - 2

Постановка была в основном классическая, то не хотелось бы повторять собственные соображения о психологической подоплеке в романе и опере, высказанные несколько лет назад. Попробуем зайти несколько с другой стороны.


Анна Нетребко поет о том, что всегда будет свободной в постановке Вилли Декера

Немецкий режиссер Вилли Декер поставил “Травиату” для Зальцбургского фестиваля в 2005 году, а в 2012 ее перенесли на сцену Мета, где вместо Нетребко пела Натали Дессе. Мне кажется, что Декер пошел по оригинальному, но вместе с тем упрощенному пути: Виолетта отличается от всех, она выделяется, она яркое пятно, а остальные одинаковые, в черных костюмах, практически взаимозаменяемые. Цвет платья и цвет дивана очень близки: можно подумать, что диван, как место отдыха, а то и внезапно вспыхнувшей страсти, неспособной дотерпеть до спальни, ее естественная мимикрия. Красный – цвет опасности, цвет страсти, крови, секса, – как бы то ни было, он привлекает внимание. Это внимание нужно героине, мол, иначе она станет такой же как все остальные.

Но это не гениальная находка, не злато, а обманка. Не стоит поддаваться на психологически недостоверную уловку. Да, Виолетта девушка необычная, но по своим характеристикам Альфред ей не уступает, да и отрицательный персонаж – Жорж Жермон, – не столь одномерен: добропорядочному буржуа унизиться до того, чтобы умолять содержанку изменить поведение, надо себя переломить очень сильно!
Думается, что за этим поведением стоит страсть самого Жоржа к Виолетте: поведение брата не могло повлиять на брачные шансы сестры, т.к. Альфред ничем не отличался от кучи других молодых повес, имевших связь с “дамой полусвета”, вот если бы в такой связи состоял отец невесты – это был бы скандал, плачевно сказавшийся на шансах дочери составить приличную партию! Ошибки молодости общество прощает куда охотнее, чем ошибки старости.

COC - La Traviata - Violetta and Giorgio Germont

Жорж Жермон (Квинн Келси) и Виолетта (Екатерина Сюрина)

Странно, что режиссеры-постановщики не замечают этого! Не с холодом или презрением должен Жорж смотреть на молодую красотку (из-за этого мне не нравится Дессе в роли Виолетты – она совсем не молода, Сюрина тоже не девочка – ей уже 40, но выглядит она заметно моложе Дессе, которая в 2012 была на 7 лет старше, чем Сюрина сейчас), а со страстью, скрываемой от самого себя, но пуще от остальных, включая саму Виолетту! Те же слова, но иные жесты, иная мимика, человек мучается от запретной любви! Он не сына спасает, а самого себя! Это была бы красивая фрейдистская интерпретация, но, увы, режиссеры упускают или боятся рисковать…

В канадской постановке был один момент, который следует проиллюстрировать фотографией с сайта художника по костюмам и куклам Кейт О’Коннор:

COC - La Traviata - puppetry

В подобных костюмах по сцене ходили несколько артистов (в трейлере это можно заметить). Это очень важный момент, подмеченный режиссером Эрин Арбус и ее художниками, – жизнь полусвета по сути является карнавалом. Они пытаются спрятаться от настоящей жизни за карнавальным веселием – и в Париже, и в провинции.
Если задуматься, то карнавал – это попытка бежать от смерти (ибо смерть в настоящей жизни неизбежно присутствует), забыть о ней. Если мы забываем о смерти, то мы забываем и о морали. Во время карнавала практически нет запретов, нет морали, есть скрытое маской веселье. Только не стоит полагать, что упомянутая маска – маска веселья, нет, это маска вседозволенности. Если нет морали, то брак не имеет смысла, как и дружба, верность… Проблема в том, что без морали невозможна и любовь.

Виолетта пытается совместить несовместимое: уйти из карнавала в любовь к одному человеку (Альфреду), но при этом остаться в карнавале, чтобы не вспоминать о смерти, потому вынуждена тратить деньги на балы и пиры. В итоге она не может любить, она влюблена, она играет в любовь, но при первом испытании – совершенно безумные, лишенные всякой логики просьбы Жоржа, – она отказывается от любви. И возвращается в карнавал. Потому что не способна любить.

COC - La Traviata - final

Не от любви она погибает, а от отсутствия любви: если есть какой-то шанс преодолеть туберкулез, живя на природе и при высоком эмоциональном накале, то в задымленных (курили-с! плюс камины, свечи и т.д.) парижских домах при эмоционально холодных соитиях со “спонсором” туберкулезную палочку совершенно точно не одолеть.

Увы, притворство на сцене стало столь привычным, что никто не желает взглянуть на шедевр Верди свежим взглядом. И банальности множатся, хотя постановщикам следовало бы довериться себе и двинуться дальше в том направлении, в коем они сделали крохотный шажок… Боятся? Шажок был совершенно случайным? Не знаю, какое объяснение правильное…

Зато знаю, что оперу следует слушать надо в живую. И у живущих в Торонто есть отличный шанс на самом деле соприкоснуться с искусством 🙂

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s