Про отражения экономики

Торонтский симфонический оркестр открыл очередной сезон гала-концертом в четверг, где должен был солировать Ицхак Перлман, но в виду неотложной медицинской проблемы за 3 дня был заменен на Пинхаса Цукермана… Гала-открытие не совсем нормальный концерт, посему публика была расфуфыренной по нашим провинциальным меркам: дамы в вычурных вечерних платьях и мужчины в костюмах и с галстуками-бабочками даже для оперы в Торонто – перебор.
Нормальные концерты начались вчера (в пятницу), и публика уже была совсем другой – самый простецкий замеченный мной наряд был футболкой с шортами, и от него вверх, но никаких дизайнерских нарядов или галстуков-бабочек . Описывать свои музыкальный впечатления не хочу, речь пойдет об около-музыкальных.

Канадская экономика находится не в лучшей форме. Политики об этом говорить не желают, т.к. консерваторам не льстит, что достижений почти нет (только на фоне остальных стран Запада, где дела идут еще хуже, у нас дела неплохи), а левые не хотят говорить о проблемах, т.к. собираются повысить налоги, а деньгами делиться только с и так лопающимися от финансового жира профсоюзами и госслужащими. Экономический рост в Канаде откровенно анемичный, особенно с учетом того, что страна принимает ежегодно иммигрантов в количестве 0.66-0.8% своего населения, плюс внутренний рост населения, что гарантирует рост в 1% в год, а то и больше.
Не слишком радужная ситуация в экономике заметна как на рынке труда, где работ не особо много, а зарплаты и почасовые ставки откровенно не поспевают за инфляцией, так и по делам в мелких фирмах и громадных (по канадским меркам) корпорациях. Но экономической статистике доверять не всегда хочется из-за политических манипуляций, а личные наблюдения по работе могут оказаться демонстрацией ошибки выборки.

И все же экономика подобна эпидемии или вода пролитой: ползет, течет туда, где не было ее всего тому одну минуту… И таки захватывает всё, до чего может дотянуться. Поэтому проблемы переползают из одной области или индустрии – в смежные, оттуда – в следующие и т.д.

Уже второй сезон подряд замечаю, что Торонтский симфонический приглашает меньше гастролеров – дирижеров и солистов, стараясь больше обходиться своими силами. Например, вчера в Брамсовском концерте для скрипки, виолончели и оркестра солировали первые скрипка и виолончель ТСО. Одновременно цены на билеты растут, не очень сильно, но растут, а заполняемость зала постепенно падает… Даже на вышеупомянутое гала-открытие продать все места не смогли…
Рост цен в большей мере касается и концертов в Королевской консерватории… Но аншлаги и там не случаются в последнее время.

Мне кажется, что можно представить некую аналогичную “пирамиде Маслоу” шкалу экономических предпочтений человека. На этой шкале очень важное место будут занимать средства и способы расслабления. Бороться с тем, что доставляет человеку удовольствие, невозможно. Во всяком случае экономическими методами, засим секс, алкоголь и прочие наркотики проще разрешить, чем запрещать.
Но концерты классики и опера, как средство расслабления и необходимая часть жизни, важны для относительно небольшой части зрителей и слушателей, для значительного же большинства это нечто повышающее самооценку: вот какой я хороший, интеллигентный – сходил на концерт, приобщился к высокой культуре. Для самооценки достаточно сходить 2-3 раза в сезон, а то и раз в пару лет. Но не стоит смотреть на этих людей пренебрежительно: для заполнения зала десятки тысяч, ходящие раз-два-три в год, не менее важны, чем несколько сотен, посещающие десяток или больше концертов за сезон.

Если же экономическая ситуация начинает восприниматься, как не особо благоприятная, хоть в минимальной степени угрожающая, то всё не самое важное будет выкинуто. Причем то, что приносит физическое удовольствие, позволяющее расслабиться, останется – алкоголь, курево, травка…
А вот 2-3 концерта в год можно выкинуть из списка приоритетов… Как это ни странно, но для жителей Большого Торонто (не рискну сказать обо всех канадцах) ТВ совсем не такой наркотик, потому смотрят меньше, что приводит к необходимости местных телеканалов тратить больше на наружную рекламу – на улицах, в общественном транспорте…

Как я подозреваю, книга тоже теряет своё значение в качестве средства расслабления, но дамские романы, детективы, триллеры и фантастика пока держатся… Как минимум, для поколений от нынешних сорокалетних и старше, но читателей книг с каждым годом все меньше. Дело не в том, что теряется интерес к знаниям, скорее – к конкретной форме доставки знаний.

Впрочем, судить обо всем, кроме классической музыки, мне откровенно сложно, т.к. свидетельства совсем косвенные и я делаю слишком много ни на чем не основанных допущений. Преломление экономической ситуации в Торонто и окрестностях через призму классической музыки заставляет говорить о кризисе.
В конце концов, если есть индекс Биг Мака для демонстрации паритета покупательной способности, почему бы не быть индексу посещаемости концертов классики, как отражению ситуации в экономике для среднего класса? 😉

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s