“Der Vampyr”

Торонтская летняя оперная мастерская (я называл ее фестивалем, но это неверно) закончилась неделю назад. Буквально под занавес мы слушали “Вампир” Генриха Маршнера – вещицу совершенно потрясающую, но по непонятной причине практически забытую.


Постановка Болонской оперы. Ария служанки Эммы, рассказывающей легенду о вампире (сопрано Кристина Ферри)

Либретто на русском можно прочесть тут. Собственно о студенческой постановке не так много можно сказать: двое были очень хороши – баритон из Красноярска Андрей Андрейчик (учился также в университете Британской Колумбии, какие-то победы на конкурсах в Италии и РФ) в роли вампира лорда Рутвена и молодая канадская сопрано Марисса Солоу (Marissa Solow) в роли Мальвины с красивым, зрелым и сильным голосом, плюс неплохи две молодые канадки – Эмма Грив (Emma Greve) в роли Жанты (почему так в русском либретто называют Йенту, понять не могу!) и Джулиа Ким (Julia Jessoo Kim) в роли Эммы (той что исполняла арию выше), про остальных можно или промолчать, или пожелать им сменить сферу деятельности.
Андрейчик не только хорошо поет и играет, но еще и не имеет явного русского акцента в английском и немецком. Воспользуюсь случаем и порекламирую: 22 ноября Андрейчик будет петь в Князе Игоре князя Галицкого; единственный серьезный минус – оркестра не будет, только пианист (Нармина Афандиева – очень хороший аккомпаниатор).
С точки зрения режиссуры и работы художника в студенческом “Вампире” оценивать просто нечего – всё банально и буквально, хотя тот же Андрейчик смог бы сыграть гораздо интереснее, если бы режиссер задумался о ситуации…


Мне очень нравится увертюра к опере!

Может показаться, что тема вампиров стала популярна только в последние десятилетия: начиная с фильма с Бредом Питтом и Томом Крузом в 1994, а в последние 10 лет книги “Сумеречной” саги и в последние лет 5 их экранизации. Но если начнем откручивать историю культуры, то в самом конце XIX века найдем “Дракулу” Брэма Стокера, еще на век раньше – в последней трети XVIII века множество авторов отдало долг готическому роману начиная от “Замка Отранто” Горация Уолпола и до “Франкенштейна” Мери Шелли уже в 1816-18 гг. А влияние готики было весьма серьезным: это не только Гоффман с его сказками, но и отдельные линии у Пушкина (в “Пиковой даме” и “Дон Жуане), плюс произведения Карамзина, Гнедича, Жуковского, Бестужева-Марлинского, Гоголя (тут и “Ночь накануне Ивана-Купала” и “Вий” и т.д.) и, разумеется, Алексея Константиновича Толстого.

Вампир” интересен не только с музыкальной стороны, но и тем, что он родился из того же эксперимента, устроенного лордом Байроном, что и “Франкенштейн” Мери Шелли: врач Байрона – Джон Полидори, – написал черновую версию рассказа буквально в те же дни, что и Мери Шелли.

Мне кажется, что один момент, отличающий вампиров от людей, авторы и режиссеры-постановщики вкупе со сценаристами упускают: ценность жизни для вампиров выше, т.к. предполагается, что соблюдающий правила игры вампир практически бессмертен, тогда как человек знает, что максимум через лет 80 умрет (но скорее всего заметно меньше, т.к. мы говорим не о младенцах, но хотя бы о подростках, а то и взрослых). С учетом продолжительности жизни (если мы предполагаем у вампиров сходную с нашей психологию, ведь другую нам практически не вообразить) один год жизни имеет для вампира меньшее значение – допустим 1/500 против 1/20 или 1/40 или 1/80 для человека, но ценность потенциальных 200-500-1000 лет оказывается заметно выше, чем 20-60 лет, которые предстоит прожить нам. Потому вампиры должны гораздо больше переживать из-за возможной гибели.
Лорд Рутвен в “Вампире” явно не старается достаточно. Разумеется, переписывать рассказ или пьесу нельзя, но если показать его старания, которым противостоит по сути Рок, то простенькая история достигает глубины древне-греческой трагедии, где герою приходится бороться с судьбой!

По хорошему из оперы Маршнера можно создать хит уровня “Призрака оперы“: музыка и сюжет дают для этого все основания, добавить к этому психологическую подоплеку и видео-ряд для иллюстрации той же арии Эммы, грим и декорации в настоящем готическом стиле – и шедевр готов! Естественно, если уровень певцов соответствует задаче!

Одним словом, я крайне рад, что нам повезло открыть для себя замечательную оперу и двух очень хороших молодых исполнителей 🙂

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s