“Марта”

В конце прошлой недели в Торонто начался летний оперный фестиваль. Вероятно, правильнее было бы заменить слово “фестиваль” каким-нибудь более скромным, в соответствии с уровнем мероприятия – три студенческие постановки, каждая в двух составах. Тем не менее мы стараемся не пропускать, как из-за интересного репертуара, включающего оперы, которые редко исполняются в Канадской опере или Опера-Ателье, плюс интерес услышать новых молодых исполнителей (ну, и альтернатив не так много).

В субботу ходили на “Марту” Фридриха фон Флотова – сочинение малоизвестное, потому вместо пересказа либретто предлагаю ссылку. На мой взгляд, правильнее было бы определить “Марту” как оперетту, а не комически-романтическую оперу – легкая музычка, комический сюжет, ни намека на драму, всё солнечно, радужно и настраивает на позитив.


Эльза Бенуа и Мартин Пискорски

Мы слушали “первый” состав, в коем я бы выделил Фелицию Миттица (или Миттика? – Felicia Mittica) – неплохое колоратурное сопрано, – в роли леди Гариет/Марты, остальные были слабее, но вполне неплохи: в роли служанки Нэнси – меццо Челси Прингл-Душемин (Pringle-Duchemin), тенор Тонатиу Абрего (Tonatiuh Abrego) в роли Лионела. В небольшой роли королевы Анны очень хорошо показала себя выпускница монреальского университета МакГилл Анна МакДональд.
С поправкой на небольшой зал и молодость исполнителей претензий особых нет. Я бы рискнул предсказать большое будущее исполнительнице титульной партии, но поскольку она заинтересована и в роке и попсе, не знаю, это повышает или уменьшает ее шансы: возможно, ее ждет большое будущее в мире попсы, где с профессиональными голосами напряг, но может быть попытка усидеть на двух стульях помешает ей… Если Анна МакДональд будет и дальше прогрессировать (она только получила степень бакалавра, тогда как Миллица – закончила мастерантуру), то и за ее карьерой может быть очень интересно наблюдать.

Одним словом, состав был довольно сильным, он же выступает в среду 5 августа; 7 (в 8 вечера) и 9 (в 2 дня) же выступает “второй” состав, совпадающий с “первым” только исполнителем роли Лионела.

Теперь несколько наблюдений. Большинство оперных либретто представляют главных героев людьми молодыми, потому студенческие постановки облегчают зрительское восприятие тем, что не надо представлять вместо 40-50-летних солистов людей лет на 20 моложе и на столько же килограмм изящнее.
Внешняя красота позволяет легче поверить в историю любви, поскольку так нам приятнее ассоциировать себя с героями. Тут у молодых исполнителей есть преимущество юношеской привлекательности, свежести (исключительно человеческий феномен, ведь у шимпанзе, к примеру, более опытные самки котируются выше).

Либретто оперы было создано на основе комического балета. Действие происходит во времена королевы Анны, т.е. самом начале XVIII века. Ограничения бюджета не позволили использовать костюмы эпохи, вместо этого была попытка в некоторых деталях намекнуть на двадцатые-тридцатые годы прошлого века (костюмами наездниц вместо охотничьих костюмов).

Сюжет можно ужать в буквально одну фразу: скучающая леди переоделась служанкой, ее нанял приемный сын фермера, влюбился в нее, да и она в него – happy end.

Исходный балет был поставлен в Париже в 1844, базирующаяся на нем опера – в 1847 году в Вене, но раньше – в 1830, – Пушкин написал “Барышню-крестьянку” – никак не связанное, но в некотором приближении сюжетно близкое произведение. Из этого рискну сделать вывод, что в переодеваниях и сокрытии личины в качестве представителя (точнее – представительницы) более низкого сословия обнаруживали некоторый романтический флёр довольно долго (подозреваю, что разочарование пришло после революций 1848). Но почему это кажется нам интересным, привлекательным, возбуждающим?

Сразу приходит на ум, что мы имеем дело с приключением и связанным с ним выбросом адреналина. Волнительно и чуть страшно (чуть – ведь всегда можно раскрыть карты), сердце бьется быстрее, эмоции возбуждаются быстрее… Второй, не менее важный момент – непривычность ситуации, когда все видится с иной перспективы, под другим углом, при отличных приоритетах. На отдыхе так легко возникают романы, не имеющие шанса на продолжение, в том числе по этой причине (плюс отсутствие контроля со стороны знакомых, родных, сослуживцев и т.д.).
Еще один момент – низведение женщины: когда леди оказывается в роли служанки с нею можно обращаться совсем иначе, вплоть до физических наказаний (мы не можем исключать скрытого мазохистского мотива, поскольку служанкам порой делали и телесные внушения; пусть риск небольшой, но есть, что приятно щекочет нервы), никакого уважения не предполагается… Но влюбленный хозяин оказывает ей почтение, возносит ее на пьедестал – вопреки социальной роли, что доказывает женщине, что делается это не из-за ее социального положения (когда она леди, иначе и быть не может), а ради нее самой.
Впрочем унижение женщины в описываемом случае весьма своеобразное – она ведет себя вопреки социальным нормам, не как служанка или крестьянка, а куда более независимо, свободно, с чувством достоинства, что делает ситуацию необычной и для участника-мужчины. Последний по идее должен чувствовать превосходство, но не может, т.к. мнимая служанка или крестьянка демонстрирует черты, характерные для высшего класса, что выбивает хозяина/барина из колеи, заставляет приспосабливаться к ситуации, вызывает выброс адреналина и т.д.

В современном обществе сословного деления нет. Во всяком случае на уровне психологического восприятия. Миллиардеры, разумеется, живут совсем не в том мире, что простые смертные, но значительное число миллиардеров поднялись на вершину за счет собственных усилий, т.е. знают не по наслышке о жизни внизу. Тогда как в XVIII-XIX веках границы между классами были куда менее проницаемы, что и придавало ситуации пикантность и романтичность. Поскольку притвориться, что принадлежишь к низкому классу не получится, всё, что остается, – сопереживать героям пьес, повестей, романов и опер.

Оперетка очень приятная, голоса неплохие – рекомендую!

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s