Роль бога в эволюции

Психологи Станович и Уэст сформулировали двух-процессную теорию сознания, предположив, что в сознании людей имеется значительная по мощности, автоматическая, подверженная влиянию эмоций, и потому не совсем точно следующая логике часть (они назвали ее “система 1”) и заметно уступающая ей по мощности, зато крайне рациональная, логичная, аналитическая часть (“система 2”).
Психолог Джонатан Хайдт предложил удачную метафору для этих неравноценных частей – “слон” и “наездник”: возможности маленького “наездника” управлять огромным “слоном” весьма невелики, коли “слон” захочет есть, пить, чего-то испугается, чего-то сильно возжелает и т.д. В общем это объясняет провальные попытки сесть на диету или начать вести здоровый образ жизни: ресурсов у “наездника” вести “слона” туда, куда тот не хочет, более того – хочет в противоположную сторону, крайне мало, а те, что есть расходуются довольно быстро. “Слон” издает дикий крик и несется через все препятствия к цели, а “наезднику” остается закрыть глаза и держаться по-крепче.

Безусловно, теория эта еще не стала научным мейнстримом, но движется именно в этом направлении, получая все новые и новые аргументы в множестве экспериментов. Как это случается в науке, в конце концов и в этой теории могут обнаружиться проколы, нестыковки, требующие объяснений с помощью других концепций.

Однако если данная теория верна, то с ее помощью очень удобно объяснять многое, происходящее с нами, обычными людьми.

Поскольку функционирующая большую часть времени и не совсем рациональная “система 1” весьма чувствительна к влиянию эмоций, а предназначенная для спокойного анализа “система 2” не может подчинить превосходящую по силе часть сознания нуждам организма, наиболее оптимальной стратегией выживания становится использование чего-то в “системе 1”, в качестве якоря, позволяющего снизить раскачку эмоций и затормозить чреватые для благополучия человека действия.

Концепция бога с точки зрения психологии имеет несколько измерений. Во-первых, это попытка справиться с экзистенциальным страхом исчезновения, Terror Management Theory изучает разные аспекты этого. Во-вторых, бог может служить арбитром, к коему можно обратиться в случае конфликтов в обществе или группе (социально-психологическое измерение); данная функция легко принимается законом, решением верховного суда, апелляцией к трудам умерших классиков или подсчетом цены и качества, издержек и выгоды. В-третьих, бог нужен большинству из нас, обычных людей в повседневной жизни, вне связи с мыслями о смерти.

В данной заметке речь идет только о последнем, третьем измерении.

Одна из характерных особенностей наиболее известных святых (у меня весьма ограниченные знания в данном вопросе) – их эмоциональность, страстность. Доказательства веры, как и подвиги веры, лежат в сфере эмоций. Для того, чтобы особо страстному человеку не начать совершать опасные поступки, он должен научиться останавливаться. Останавливаться, т.е. останавливать себя. Разумом, т.е. холодным расчетом или логикой “наездника”, справиться с эмоциями практически невозможно, как на собственном опыте выяснил, наверное, каждый.

Как против лома годится только другой лом, так и супротив слона может выстоять только другой слон. Я уже писал о том, что метафору Хайдта стоило бы подправить не один “слон” с “наездником” в нашем сознании, а целое стадо “слонов”, всеми которыми должен управлять один единственный “наездник”.
То есть если одного “слона” человек назначает ответственным за религиозность, “связь с богом”, то шансы удержать других “слонов” от деструктивного поведения становятся существенно выше, чем если этим занимается один хилый “наездник”. Отсюда очевидно, что чем более силен “слон” религиозности, тем лучше сможет конкретный человек справляться с бурями эмоций, тем уравновешеннее будет его жизнь, тем выше степень контроля человека над собственной жизнью.

Поскольку чувство контроля над происходящим важно и для млекопитающих, умеющие лучше успокаивать самих себя и не расходовать ресурсы понапрасну получали эволюционное преимущество. Поскольку степень хронического стресса у них была ниже, они не раскручивали себя, а успокаивали, т.е. острый стресс, определяемый внешними обстоятельствами, находящимися вне нашего контроля, не получал дополнительную подпитку от наших собственных страхов.

Если человек обращается к богу, чтобы успокоиться, и в результате такой молитвы или медитации достигает результата, для него конкретно вера – в какой бы форме он ее ни исповедовал, от внутренней, ни с кем не разделяемой духовности до любой формальной религии, – будет нести значительный психотерапевтический эффект. Если не учитывать монахов, то упомянутый эффект повысит и эволюционное выживание.

Таким образом, как минимум, на определенном этапе (по крайней мере до сих пор и в обозримом будущем) идея бога или шире – некоторой религиозности, внутренней духовности, позволяющей быстрее приходить в эмоциональное равновесие, оказывается полезной, повышающей эволюционные шансы особи.

PS. Извиняюсь, что обманул ожидания тех, кто ожидал заметку за или против креационизма 🙂

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s