Невинные с камнями

Один из авторов “Радио Свобода” написал статью о гей-параде в Киеве, зачем-то примешав к чудовищно безграмотным рассуждениям по новейшей американской истории еще и Библию. По мнению Владимира Голышева в данном случае вполне подходит история грешницы, которую Иисус спас своей фразой: “Кто из вас без греха, первый брось на нее камень”.

И я задумался, чем эта евангельская притча меня раздражает?

Совершенно точно не фактом греха или конкретным вариантом греха. Более того, я не считаю прелюбодеяние за грех или – давайте от моральных категорий перейдем к этическим, – поступок, заслуживающий осуждения. В современном мире можно прицепиться к тому, что развод легок, не нравится муж/жена, не надо мучить друг друга или лгать. Во времена, когда развод был неприятной и осуждаемой обществом процедурой, оснований выдвигать претензии к развлекающимся на стороне было еще меньше.

Традиционное толкование предлагает взглянуть в собственную душу, пройти суд совести и, поняв, что несовершенен, простить.
Тогда сразу же возникает вопрос: почему бы перенести эту логику на вообще любое преступление? Ответ столь же очевиден, т.к. это напрочь разрушит общество, где нельзя будет казнить преступников. Что заставляет удивиться, а чем собственно данный случай, данное преступление отличается от всех прочих и почему? Разумеется, ничем. Что возвращает нас к признанию, что религия иррациональна…

Но можно пойти дальше: на каком основании к Иисусу привели преступницу, коли он не был судьей Израилевым, на смерть мог осудить Синедрион (в римские времена, кажется, местные суды не имели права выносить смертные приговоры), но не какой-то один учитель. Где свидетели и второй участник прелюбодеяния? Был ли суд и почему он не вынес приговор, а также какова была корысть приведших – им-то что, зачем они пришли к нему? Предполагается, – евангельский текст дает для того основания, – что они пытались подловить его, заставить ошибиться, дать им основания обвинить его в нарушении чего-нибудь…

Итак, представьте: группа религиозных фанатиков, борющихся со всеми отступлениями от буквы закона и грешниками, решила одним ударом расправиться с еретиком и не особо порядочной женщиной. Представили? Какие качества должны быть у людей в этой толпе? Ну, или сузим вопрос: как Вы представляете себе лидеров этих фанатиков?

Думается, что какими бы качествами мы ни наделяли этих людей, сомнений в собственной правоте они не имели. Или, как минимум, не продемонстрировали бы такие сомнения перед публикой.
Да и среди людей, не столь зацикленных на собственной правоте, в группе из десяти-пятнадцати человек наверняка бы нашелся хоть один, посчитавший, что лично у него нет грехов, и кинувший бы первый камень.

Еще один момент: если они не верили в его божественное происхождение или миссию (посланник бога), то почему они должны были рефлексировать над его словами? Скорее уж, коли хотели доказать его лже-мессианство, стали бы соревноваться, кто первым кинет камень.

Можно спекулировать на тему того, как Иисус читал в душах людей, как они поняли, насколько грешны… Но за всем этим нет ни психологической логики, ни оснований в тексте Библии.

Толпа имеет склонность к резкому выбросу негативной энергии, также известной, как ненависть. Человек в толпе теряет себя, он вынужден оценивать себя по соседям справа и слева, спереди и сзади, т.е. как толпа в целом. Потому для толпы критически важно найти кого-то, кто хуже нее, выплескивая на кого злость и ненависть, можно почувствовать себя лучше, выше, благороднее, честнее, порядочнее… Толпе нужен враг, без врага толпа теряет смысл своего существования и начинает распадаться на отдельных людей.

Тут необходимо разобраться с терминами, иначе можно запутаться. Толпа – это внешнее определение с негативной коннотацией. Сами себя люди в толпе определяют чем-нибудь положительным – народ, правоверные, истинноверующие, рабочий класс, честные люди и т.д.
Можно сказать “я сейчас в толпе”, но из фразы следует, что сам говорящий не отождествляет себя с толпой: он внутри, но сам по себе, как он может быть в лесу или в воде, не являясь деревом или волной.
Вероятно, толпу можно определить как временную надличностную общность, в которую можно влиться ценой отказа от собственного “я”, т.е. ненадолго. Общность эта не имеет интеллектуальных характеристик и не способна созидать, но обладает общим эмоциональным полем, что доставляет удовольствие всем участникам (нам, людям, надо, чтобы наши эмоции кто-то разделял).

Группа, крепко сплоченная целью, может начать разделять и эмоции, тогда она начнет вести себя точно также, как толпа, несмотря на различие в размерах. Дело в чувстве растворения в других, в отказе от слабого себя, ради сильных “нас”. Потому даже небольшая группа фарисеев, поставившая себе целью разоблачить лже-пророка и лже-учителя, должна была чувствовать мощь от сплочения своей миссией, своим единством и важностью борьбы с грехом. Потому они были просто обязаны забить бедную женщину камнями…

С древних времен множество раз толпу с камнями пытались остановить взыванием к совести, “кто без греха” и прочими похожими способами, но ни одного случая, когда это бы подействовало на всех, не зафиксировано (иначе бы об этом писали многие, и Иисусу присвоили еще и почетное звание “великого психолога”).

Человек, беря в руку камень, возвращается в первобытное состояние. Он уже выбрал свой ответ на вызов жизни – “бей или беги”. Он не рефлексирует, прав я или не совсем,вот если бы обстоятельства были чуть другими, что следовало бы сделать.
Если же непосредственной угрозы нет, то зачем мне камень? Незачем! Но коли я – часть большой группы, которая видит перед собой врага, то моя ненависть может выплеснуться при условии, что я убедил сам себя в нашей общей правоте и невинности. Я бы не смог врать себе, что я ни разу в жизни не согрешил, но как только я обретаю новое “я” – как группа, мои личные грехи или грехи, кои я знаю за соседом или приятелем, перестают иметь значение, мы как группа по определению безгрешны (ведь все известные мне грехи как бы обнулились из-за перехода в новое состояние, это только что появившаяся новая сущность, она тем, кто ее составляет, не может не казаться невинной) и, только кинув камень, сможем сохранить это ощущение собственной правоты!

Как только толпа начинает брать в руки камни, начинается метаморфоза: поскольку человек чувствует себя частью безгрешной общности, то он и себя начинает полагать без греха. Хотя бы в данных месте и времени. И уже не сможет увидеть цель, не как воплощение дьявола, заслуживающее смерти.
Это результат потребности ненавидеть, рождаемый чувством общности в толпе, и иллюзии силы, когда у тебя в руке камень, а у врага его нет. Потому тот, кто не кидает камень, когда это делают все вокруг, не может чувствовать свое единство с целым. Не кидающий изолирован настолько, что нуждается в моральной опоре на нечто не менее крепкое и устойчивое, чем чувство локтя и принадлежности к единому организму у тех, кто вокруг. Не каждая вера дает такую силу… Потому не многие могут устоять… Скорее сомневающиеся постараются не присоединиться к толпе, ибо и удержаться сложнее, да и опасна толпа – любой отличающийся кажется врагом.

Тщетно взывать к толпе с камнями в руках. У них нет совести, они не могут рефлексировать. Им и не надо – ведь они безгрешны! Покуда они чувствуют единство и в руках камень, который можно кинуть.
Невинность самозарождается в толпе от твердости камней в руках и ощущения единства. Без чувства собственной безгрешности толпа развалится. И быстро. Но стоит камень в руки взять – и всё опять в порядке!

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s