Превыше генетики

Гугл выдает 142 тысячи ссылок при поиске “разрушение генофонда” (на русском, разумеется). Аналогичный поиск на английском выдает более многочисленные, но совсем другие по характеру результаты. Самое близкое к результату на русском – стенания о разрушении “белого генофонда”.

Давайте представим себе страну, где в результате переворота власть захватили некие революционеры, устроившие гражданскую войну, а затем начавшие планомерно уничтожать все те группы, что были наиболее успешными и влиятельными при прежнем режиме. Причем уничтожали планомерно, волнами: то одну категорию уничтожат, например, горожан, то другую – например, фермеров, то генералитет, то профессуру, то мастеров на заводах, то психологов… В результате страна, прежде богатая на таланты, не производит никого. Логично предположить, что мы имеем дело с каким-то вариантом искусственного отбора, когда уничтожили лучших, потомство могли оставить только худшие. Отсюда легко предположить, что и в дальнейшем страна будет глупеть, т.е. рождаться будут одни дураки да идиоты.

Предположить, разумеется, можно, только оснований у нас нет ровно никаких. Почему? Давайте посмотрим на известных всем гениев в музыке, физике, математике, химии, литературе, философии, живописи: обнаруживается, что ни их родители, ни дети (если таковые были), ничем особым не отличались – кто-то был из мещан, кто – дворян, кто – клира, кто из купцов, ремесленников, слуг, фермеров, учителей, врачей, университетских преподавателей и т.д

Никакой гениальной родословной обнаружить не удалось ни у кого. Зато обнаружили регрессию к среднему, заключающуюся в том, что у наиболее глупых и наиболее умных родителей дети ближе к средним, т.е. соответственно менее глупые или менее умные.

Разрушить генофонд нации невозможно. Во всяком случае в том смысле, в коем выражение используется национал-патриотами.

Можно-ли кричать ура и бросать в воздух чепчики? К сожалению, нет. Что не сотрут из масс концлагеря, голодомор, расстрелы, то вычистят привычки и обряды.

Как мы описали в примере выше, наша умозрительная нация потеряла наиболее толковых и деятельных людей. Но давайте не будем забывать о не менее важном: доля трусливых, подлых, посредственных и ленивых увеличилась, более того, они получили эволюционное преимущество, т.к. всех, кто лучше их, раз за разом уничтожали.

Возможно, дети этих выживших будут умнее родителей, но чему их могут научить родители и учителя? Тому, что они поняли в жизни: сиди тихо, не рыпайся, не напрягайся, не конфликтуй с начальством, чем глупее приказ, тем меньше стоит кричать о его глупости, т.к. будешь кричать – накажут, а исполнения глупости на самом деле никто и не ожидает, требуется не делать, а имитировать, чтобы и самому не перенапрячься, и начальство не разозлить и т.п. Почему? Потому что только у тех, кто не высовывается, не спорит, не критикует, есть шанс оставить потомство и помочь последнему относительно преуспеть в жизни.

В результате с каждым поколением всё большее и большее посредственностей и лентяев будет “всплывать наверх”, система всё в большей степени будет отвергать настоящих изобретателей и/или способных к критическому мышлению… Инновации будут стремиться к нулю, воспроизведение прошлых форм станет единственно допустимым вариантом деятельности. Науку будет заменять религия, эзотерика и дикие домыслы, подпитывающие манию величия вышестоящих.

Секундочку! – скажет читатель, – а почему не будет возврата к нормальному ходу вещей? Если представить себе обычную семью, с умеренно порядочными родителями, которые не доносят, не рвутся в палачи, то и дети у них будут порядочными, правильно? Отчасти.
Ведь мы говорим не о внутренне-присущих характеристиках, как талант или интеллект, но о приобретенных в ходе взаимодействия с другими людьми.

Воздействие общества на ребенка начинается во дворе, детском саду, в крайнем случае – школе. Система школ нацелена на усреднение выпускников – если мы говорим о массовой школе практически в любой стране. Но в нашем примере задача образования грандиознее -стандартизировать мысли и желания, на корню пресечь любые отступления от заданного властями курса. Забитый школьный учитель, дрожащий перед проверками из РОНО (районный отдел народного образования) и местным парткомом, не имеет желания учить хоть чему-то за пределами учебника, да и нет у учителя никаких собственных идей, не читала он/а ничего.
Предпочтительно, чтобы учителями были женщинами, т.к. среди них меньше отклонений от нормы, они менее склонны идти на конфликты или отвечать резко, агрессивно, если их загнать в угол. Ко всему, в рамках патриархальной культуры на женщине больше обязанностей по дому, т.е. сил на бунт или хоть какое-то отступление от канона, прописи, стандарта заметно меньше.

Кто имеет значение во дворе? Чуть более старшие ребята. То есть даже для 4-5 летнего ребенка это будут школьники, уже подвергшиеся воздействию государственной пропаганды. Второй фактор, имеющий значение в дворовом общении – альтернативная культура, дозволенная в данном обществе. В нашем примере поскольку репрессии обусловлены политикой, то единственная альтернатива официозу – блатная, воровская культура.
Однако последнюю сближает с культурой местных властей ненависть к личности независимой, способной критически мыслить, ценящей творчество. Воры живут по своим “законам”, но им удобнее иметь дело с массой “лохов”, “овцами”, коих они будут “стричь” (аналогично, хотя и иначе, порой более жестоко, “стрижет” массы правящая диктатура).

Насколько важны учителя при формировании нового человека показывают и примеры Германии конца 19 – начала 20 веков (из описанного в романах Генриха Манна “Верноподданный” и “Учитель Гнус” очень логично и быстро произрастает нацистское образование), и Америки со второй трети 20 века (когда идеи Дьюи охватили университеты, а всевозможные изводы социализма и марксизма – учительские профсоюзы). В нашем умозрительном примере учителя проводят идеи послушания, стандартного мышления (никаких сомнений в правильности генеральной линии) и чинопочитания (“я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак”).

Стоит отметить, что культура не меняется мгновенно. Даже в нашем примере с волнами репрессий какое-то воспроизведение моделей прошлого будет происходить: пока не взялись за экономистов, они будут работать лучше, чем уже “вычищенные”, скажем, генетики; расстреляли наиболее ретивых экономистов, пока работают инженеры и математики.
И хотя шанса на карьерное продвижение у следующих поведенческим моделям прошлого генетиков нет, неизбежно какое-то число уцелеет или появится “самопроизвольно” среди молодежи, несмотря на “революционные чистки” и усредняющее и отучающее стараться обучение. Тем не менее с каждым последующим поколением влияние этих “атавизмов” будет всё меньше, покуда их можно будет напрочь не замечать.

Эффективность промывки мозгов проверяется степенью чистоты “интеллектуальной поляны”: если изредка обнаруживаемая оппозиция втихаря предлагает чуть менее или чуть более радикальные версии той же самой идеологии, если даже встав в позу можно быть только таким же, как правители, только с обратным знаком (или за колхозы, или против), потому что иначе никто не поймет, о чем собственно речь, то результат достигнут.

В отличие от генетики, культура куда консервативнее и инерционнее, она стремится сохранить себя через буквальное воспроизведение. Безусловно, культура может обогащаться от взаимодействия с другими, но может и замыкаться на самой себе, довольствоваться исключительно переставлением собственных элементов, приданием то одному, то другому элементу чуть большего значения.
Подобный гермафродитизм характеризуется постоянным упрощением, сдвигом к примитивным формам, т.к. они удобнее для эмоциональной защиты, не требуют (или довольствуются заметно меньшими усилиями) логического анализа или творческих усилий. Пожалуй, правильнее было бы говорить не о самооплодотворении культуры, но о мумификации, т.е. попыток сохранить усыхающие останки. Оплодотворение, как раз, под запретом, как покушение на создание нового…

Разумеется, описанная самокастрация культуры предполагает жесткие идеологические рамки, но удерживается культура в этих рамках чем дальше, тем лучше: все, покушающиеся на статус кво, отторгаются, вышвыриваются системой, и покушающихся в каждом последующем поколении всё меньше. Покуда не наступает стабильность…
Поскольку инноваций в данном обществе нет, то до стабильности дожить не получается: или экономический коллапс, или внешние враги уничтожают страну вместе с ее скопческой культурой. Однако несколько поколений успевают до-существовать до такого уничтожения – скучное, серое, тупое прозябание, которое, тем не менее, практически никого не смущает, почти всех устраивает…

Ввиду упомянутой выше инерционности культуры, выбраться из спирали само-оглупления и выхолащивания и намека на осмысленность жизни, практически нельзя.

Естественно, мы можем предложить очевидные решения: изменение законодательства, снижение влияния правительства на повседневную жизнь людей, облегчение ведения бизнеса, инвестиции в технологии и науку, стимуляция обмена мнениями, защита свободы слова и т.д.
Только напрасно всё! Если обществу не нужны изменения, то указом сверху их не провести, если предпочитают воровать, а не работать, копировать или где-то покупать технологии, а не придумывать новые, никакие указы сказочного мудрого правителя или оккупационных властей не будут выполняться.

В отличие от генетики, способной к самокоррекции за одно-пару-тройку поколений, культура может зацикливаться на увеличении вредного для самой себя и с ускорением нестись в пропасть. Но поскольку все знают, что генетику изменить нельзя, а культуру – в принципе можно, то удобнее говорить о “разрушении генофонда”, т.к. следствием таких разговоров может быть только погром или принятие особо идиотских законов, но не тяжелый труд по изменению самого себя, своей семьи, окружения и, в конце концов, – общества.
И покуда проблема неверно названа, ее и решать не надо, можно и дальше впадать в прошлое, выпалывать любой росток, как сорняк, душить любое начинание, самую ничтожную критику или затаптывать и крошечный зачаток сомнения в правильности курса, коим движется общество. Ко всеобщей радости в упомянутом обществе.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s