Культура и пригороды

По мере повышения уровня жизни среднего класса в Северной Америке или даже с момента увеличения его числа и распространением автомобилей, наметилась тенденция перебираться в пригороды. Когда в Америке в 1950-60-ые правительства провели несколько программ по строительству в городах жилья для негров и одновременно лишили последних мотивации к труду через налоговую и социальную политику, отток работающей публики из городов в ближние окрестности стал сильным (яркие примеры – Детройт и Балтимор).
Поскольку свойственных Штатам социальных язв в Канаде мало, то основной движитель публики из крупных городов в пригороды – рост цен на жилье. Рост населения и желание жить в более просторном жилье за те же деньги толкает к покупке жилья за пределами Торонто или Ванкувера, Монреаля или Калгари.

Центром же культуры остается город, где продолжает жить и наиболее богатая часть населения (не в тех районах, где живут криминальные элементы, разумеется), и богема. Факт перемещения за границу города по идее может особо не влиять на время поездки до концертного зала или театра, скорее влияет он психологически: физическое расстояние больше, что придает поездке налет сложности. В итоге подавляющее большинство знакомых, перебравшихся за городскую черту, стали заметно реже ходить на концерты (сужу по примерно сотне семей, но выборка нерепрезентативная).

Не только мнимая сложность поездки в центр влияет, но и в целом большие финансовые расходы на собственное жилье сравнительно со съемным (площадь купленного в пригороде дома обычно существенно больше, чем квартиры в Торонто, так что ничего удивительно). Да и необходимость тратить больше времени на поездки на работу увеличивает стресс, что увеличивает потребность расслабиться, а не напрягаться лишний раз. Сюда же можно добавить провал в ощущении счастья в середине жизни, в 30-50 лет (ко всему прочему, нечто подобное наблюдают и у приматов): если мы чувствуем себя менее счастливыми, то сильнее желание отдохнуть, а не рваться после работы куда бы то ни было (кроме дивана или кресла).
Но я бы рискнул заявить, что это больше оправдания, чем истинная причина. Вопрос в приоритетах и шкале ценностей: если на концерты ходили по привычке или за компанию, если не получали удовольствия от спектакля, если больше хочется расслабиться на диване, перед ТВ или компом, то заставить себя отсиживать пару часов на концерте и тратить на это деньги, соглашаются немногие.
Как не всем должны нравиться гамбургеры, суши или “escargots a la Bourguignonne”, так не всем должны нравиться концерты классики, джаза или рока, мюзиклы, драматические или оперные спектакли. Это нормально. Мы выросли в культуре, где концерты казались важной частью социальной идентификации (интеллигенция), но разделять все требования и пожелания совершенно не обязательно для того, чтобы чувствовать свою принадлежность к оной культуре. Любовь к классической музыке и чтению в СССР скорее декларировались и навязывались, чем на самом деле были свойственны советской интеллигенции. То есть наблюдаемое у знакомых выходцев из бывшего СССР снижение интереса к культурной жизни имеет множество причин, но главной, на мой взгляд, является навязанность извне ценности оной составляющей жизни при четко ощущаемом внутреннем несогласии с важностью культуры, рассмотрение ее, как долга, требующего затрат энергии, волевых усилий.

Итак, вернемся в пригороды Торонто. С художественными галереями и музеями и в самом Торонто напряг, так что на пригороды толком ничего не остается. Следующий очаг культуры – университеты: увы, за исключением филиала Торонтского университета в западном пригороде (Миссиссаге), все они в городской черте, есть только колледжи, но они к культуре вообще ни коим боком.

Библиотеки. С ними всё в порядке. Тем не менее различия с сетью библиотек Торонто существенны: например, выбор фильмов богаче, но в основном за счет категории “Б”, т.е. того, что в кинотеатрах не идет, – боевиков, триллеров, ужастиков и романтических комедий. Значительное совпадение с выбором фильмов на сайте русских торрентов. А вот выбор книг меньше за счет книг менее популярных авторов, например, Герда Гигеренцера или Дейдры Макклоски, тогда как популярные, типа Дана Ариэли, представлены не хуже. По идее библиотеки должны быть заметно беднее, т.к. населения в пригородных городках в 5-10-15 раз меньше, но за счет налогов с домовладельцев и отсутствия заметной части расходов (например, заметно меньше велферщиков, почти нет бомжей, нет больших социальных проектов, меньше потребность в полиции и т.д.) финансовые возможности муниципалитетов на единицу населения выше.

Концертов и спектаклей в пригородах заметно меньше, т.к. наиболее заинтересованная публика может выбраться и в Торонто. Тем не менее кое-что проходит. Пару недель назад сходили на два концерта около дома: в пятницу были в Королевской консерватории на выстплении скрипача Джеймса Эньеса (с аккомпаниатором-пианистом), а в субботу и воскресенье провели разведку боем в городке Маркхам.

В субботу, 16 мая, ходили на концерт Kindred Spirits Orchestra (буквально “Оркестр родственных душ”). Сколько-то лет назад я слышал выступления этого камерного оркестра в Торонто, но с сезона 2011-12 годов они получили постоянную площадку в Маркхаме. Оркестр неплохой, но среди местных камерных далеко не лучший, да и дирижер Кристиан Александер откровенно посредственный. Играли мендельсоновскую увертюру “Гебриды”, эльгаровский концерт для виолончели с оркестром и Четвертую симфонию Шумана. Усиление оркестра студентами местных музыкальных школ на мой дилетантский взгляд способствовало большему числу ошибок, солист из числа оркестрантов не вдохновлял… Но значительную часть публики составляли родственники музыкантов, так что хоть какую-то пользу школьники принесли (не слушателям, сожалению, а оркестру за счет большей заполненности зала).

Однако нельзя не отметить совершенно шикарную программку концерта (я не припомню, чтобы видел лучше за двадцать с лишним лет!) и очень хороший зал – мест на 500 (считая и балкон), где со всех мест хорошо видно сцену и впереди-сидящие не закрывают вид. Единственное замечание по поводу помещения: размеры маловаты для игры в полную мощь, что дирижер явно не учитывал. Благодаря акустике, эха не было, но тихие по замыслу моменты получались чрезмерно громкими…

На следующий день были на концерте пианиста Алана Хоббинса, выпускника Джуллиардовской консерватории. В программу входили произведения Баха, Шопена, Шумана, Шуберта, Листа и т.д. – всё было бы замечательно, если бы не дикое количество ляпов. Вероятно, выходца с Ямайки приняли в Джуллиард ради позитивной дискриминации, но чтобы выпускник магистерской программы лучшей консерватории мира и один из экзаменаторов Королевской консерватории в Торонто (есть специальная сертификация для тех, кто принимает в ней вступительные экзамены) неуклюже двигался от одной ошибки к другой? Может быть, это был плохой день для пианиста? Скорее всего нет, т.к. когда выпускник Джуллиарда не может получить место ни на факультетах музыки (в Торонтском и Йоркском университете), ни в Консерватории, это достаточно необычно и о многом говорит.

Естественно, концертирующие музыканты и преподаватели музыки – представители разных миров, но через неделю мы слушали профессора Королевской консерватории Стефена Сатори : да, отдельные шероховатости, да, не так много страсти, как хотелось бы, но это было чистое исполнение, а не демонстрация всех возможных погрешностей и ошибок.

Вдумчивый читатель может сказать, что делать выводы по двум концертам не совсем правильно. Согласен на 100%! Но уровень оркестра (Kindred Spirits Orchestra) поменяться быстро не может, а коли хорошие солисты избегают сотрудничества с ним, видимо, у них для того есть основания, т.е. это был не однократный провал.

Неужели всё так безнадежно плохо? Нет, изредка случаются и настоящие музыкальные праздники, например, в Маркхаме в следующем сезоне выступают Эммануэль Акс 4 ноября 2015 и Мидори 20 апреля 2016. С другой стороны, в городке Ричмонд-Хилл с точки зрения классики вообще ничего приличного – местный якобы филармонический и выступления близлежащих балетных школ, т.е. события интересные главным образом родным и друзьям выступающих (хотя для приобщения детей к миру искусства уровень достаточный, главное не застывать на нем 🙂).

У рыбы, что лежит на берегу, заметно хуже качество, чем плавающей в речке… Культура – городская фея, и в сельской местности она болеет, чахнет. И даже тень ее вне города бледнеет, следы ж заносит листьями мгновенно…

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s