История и демагогия. Ответ Солонину

Поиск Гуглом не дает ни одной ссылки на опровержения статьи Марка Солонина об УПА. Или критику его позиции, хоть какие-то возражения… Статья заслуживает прочтения. Для всех желающих разобраться в истории украинского национализма в середине ХХ века ее прочтение обязательно.

Не будучи историком по образованию, Марк Солонин тем не менее является одним из немногих , действительно интересных историков в РФ. Перед его обычной дотошностью трудно не снять шляпу. Но рекомендация прочесть не означает согласия с позицией.

Я принимаю все упоминаемые Марком Солониным факты, как верные. Поскольку он доказал свою источниковедческую скрупулезность в прошлом. Ну, и также по причине моего полного незнания немецкого и практически полного незнания украинского. Если честно, я не вижу ни малейшей нужды влезать в тонкости перевода или поиск противоречащих мнению Солонина материалов. Мои возражения совсем иной природы.

Если суммировать, статья Солонина сводится к доказательству того, что
– Украинская повстанческая армия (УПА) и Организация украинских националистов (ОУН) были фашистскими по идеологии;
– что практически никакой борьбы с немцами они не вели;
– что их борьба против красных играла на руку немцам;
– что они плохие и ни в коем случае не могут числиться национальными героями.

Я не читал уставные документы ОУН. Не нужно, не интересно. Как говорил выше, я вполне доверяю Солонину в работе с источниками. Я готов согласиться с каждым пунктом его доказательств, что структура была откровенно фашистской, тоталитарной…
Только давайте из 2015 года перенесемся в 1930-ые: не только в Центральной и Восточной Европе было полно тоталитарных режимов, фашизм в той или иной форме наличествовал и в Японии, и в Англии, и в США, и в Канаде. В Канаде и Штатах антисемитизм был по сути государственной политикой. Франклин Делано Рузвельт установил режим псевдо-демократии, манипулировал общественным мнением и Конгрессом, Верховный суд был выведен из игры, пропагандистская машина работала на всю мощь, влияние государства на бизнес возросло неимоверно.
Идеологические споры велись вокруг разных вариантов левого тоталитаризма – прогрессивизма (Америка), нацизма (Германия), фашизма (Италия), большевизма (СССР) и всевозможных вариантов марксизма/троцкизма (коммунисты и леваки в Европе и Латинской Америке). Айн Рэнд и фон Мизес уже опубликовали некоторые работы, но их интеллектуальное влияние были ничтожно. Из каких вариантов могли выбирать идеологи украинских националистов?

Как признает сам Солонин, в 1943 году ОУН изменила позицию. И это важно, это гораздо важнее того, какими были идеологические корни движения. Демократов, пекущихся о законности и свободах в современном понимании, в 1930-ые практически не было. Сравнительно с большевиками или нацистами, фашисты были совсем не так плохи.

Солонин указывает, что Бандера сидел с 1941 по 1944 в особом блоке Заксенхаузена – тюремном блоке “Целленбау”, вышел оттуда живым и сразу же попал на аудиенцию к Гиммлеру. Значит ничего плохо ему немцы не желали – логически следует из всего этого. Только в картинку не умещаются убитые родственники Бандеры. И время – в 1944 году дела для нацистов шли так плохо, что тот же самый Гиммлер пытался навести контакты чуть-ли ни с Хаимом Вейцманом. Задумайтесь: глава СС, организации уничтожавшей евреев миллионами, пытался договориться о встрече с будущим президентом Израиля! Ничего не вышло, но это показывает степень фрустрации: нацисты были готовы договариваться с кем угодно, включая тех, кого ненавидели. В отличие от Вейцмана Бандера от встречи с Гиммлером не мог уклониться. Поскольку доказательств желания Бандеры встретиться с Гиммлером Солонин не нашел, его риторика пропадает втуне.
Генерал армии Горбатов и маршал Рокоссовский тоже из тюрем возвращались к командованию, следует ли из этого, что в советских тюрьмах для них был устроен курорт? Причем примеры таких жизненных перипетий есть и достаточно древние: например, корейский адмирал И Сун-Син из недавнего фильма про войну с японцами в 16 веке.

Солонин упоминает книгу “100 победных боев УПА против немецких войск“, после чего приводит пример операции в городке Камень-Каширский на Волыни, где согласно отчету УПА было уничтожено 120 польских полицаев и солдат вермахта. И восклицание Солонина: “Уж не скрывается ли за этой победной реляцией заурядная история погрома? С утра до вечера, не спеша, “в охотку” резали поляков, убитых мужчин записали в “польские полицейские”; на свою беду в местечке оказалось и несколько немецких солдат, которые попытались прекратить разбой...”.

Если упоминается книга про сто боев, но выбирается один, наиболее подходящий для концепции, это не свидетельство историка, это демагогия. Настоящий исследователь должен был подсчитать все немецкие потери и потери УПА за 100 боев, привести данные по тем же боям других историков и источников. От кремлевских пропагандистов серьезной работы ждать не приходится, но Солонин слишком въедливый историк, чтобы не привести доказательства своей версии. Если они есть. Если же никаких доказательств нет, то мы имеем дело со спекуляцией, а не со свидетельством историка. Отношение у публики будет разным. Потому о собственных, ничем не подкрепленных домыслах надо бы предупреждать, чтобы читатели случайно за правду не приняли.

То, что действия УПА против красных партизан, были на руку немцам, звучит логично. Но почему украинские националисты должны были бороться только против немцев, но не против коммунистов? В то же самое время еврейские организации в Израиле приняли решение бороться против немцев, как будто нет оккупационной политики англичан, и бороться против англичан, как будто не идет война с немцами. Украинцы понесли сравнимые жертвы от действий Гитлера и Сталина (от последнего, похоже, даже больше), почему УПА не должна была бороться с более опасным врагом при наличии менее опасного? И когда стало ясно, что немцы уходят, почему УПА не должна была брать оружие для борьбы с коммунистами?

Безусловно, волынская резня с тысячами погибших, как и участие украинцев в уничтожении евреев, в том числе тех, кто из вспомогательной полиции перешел в УПА, да и множество погромов и доносов, не перестают быть фактами. И если собственно УПА уничтожением евреев не занималась, то от участия в волынской резне им не отвертеться.

Тысячи украинцев, никак не связанных с ОУН и УПА, принимали добровольное участие в Катастрофе и погромах поляков. Тысячи великороссов приняли участие в уничтожении евреев и помощи нацистам. Тысячи поляков сотрудничали с нацистами в деле уничтожения евреев, а в 1938 поляки приняли участие в нападении на Чехословакию, не будем забывать и о погромах в Польше после войны. Действия американского правительства помогли уничтожить несколько сот тысяч евреев. Если бы не смерть Сталина, не факт, что у Катастрофы не было бы “второго акта” на территории бывшего СССР. Да и в вермахте служило достаточно много лиц еврейского (хотя бы частично) происхождения…

Говоря о зле, в большинстве случаев приходится говорить о зле относительном: да, сволочь, конечно, но все же не законченный мерзавец и убийца. Или убийца, но не серийный.
Во время Второй Мировой в концлагеря насильственно переселялись люди и в Канаде, и в США, и в СССР. Причем по этническому признаку отбирали везде. Разница в количестве погибших, а не в факте отправки в концлагеря представителей того или другого народа.

УПА состояла не из ангелов, а их служба безопасности – в основном из конченных садистов и маньяков (как и НКВД, СС, гестапо). Но сказать, что УПА была заметно хуже всех других групп, боровшихся за независимость и/или против обезумевших тиранов той эпохи, нельзя. На фоне уничтоженных советским режимом (да и союзники тоже не в белых перчатках воевали), УПА и близко не выглядит монстром (хотя и не кажется невинной овечкой, на них хватает крови).

Но почти все, легшие в основу современных культур мифы касаются людей, запачканных кровью. Кто-то в крови купался, кто-то был забрызган, но чистых нет. Российская история предлагает, par excellence, правителей и лидеров, залитых кровью с ног до головы. Других массы не идентифицируют (историки смогут найти относительно чистых, по российским, разумеется, меркам).
Более того, нигде массы не могут идентифицировать лидеров, которые не испачканы в той или иной мере кровью. Поскольку история в восприятии масс – это набор кровавых событий. И только. Наша память держится на крови. Вернее на страхе перед смертью, который заставляет лучше запоминать моменты больших кровопролитий, как апофеоз смерти.

Разумеется, если бы можно было построить национальную мифологию на “небесной сотне” или “киборгах”, защищавших донецкий аэропорт, было бы замечательно. Однако проблема мифа в том, что он становится весом со временем. Потому национальные чаяния украинцев приходится подкреплять отнюдь не ангельским образом бойцов УПА, боровшихся с нацистами и коммунистами, но при этом виновных в волынской резне, плюс принимавших помощь от нацистов, а в свои ряды – бывших полицаев.
Вот только у россиян нет и таких, умеренно запачканных кровью героев, годных для включения в национальную мифологию.

Статья Марка Солонина ценна своей исторической частью, фактами, которые не любят упоминать или пояснять пропагандистские источники, как про-, так и анти-украинские. Одновременно, статья откровенно демагогическая, т.к. отталкивается от заранее известного автору ответа, отбирая годные факты, забывая о противоречащих (ошибка подтверждения – confirmation bias).
В отличие от поделок кремлевской пропаганды Солонин не жульничает. Всем сторонникам независимой Украины следует знать о том, что на мифах можно соскоблить позолоту, дабы не попасться в ловушку идеализации, когда любое пятнышко на кумире равнозначно его свержению. Зная о недостатках своей позиции, проще спорить – не пытаешься удержать безнадежные участки своей позиции, что лишает нападение противника мощи (он бьет в пустоту, где тебя нет). Зато ты сам лучше видишь его слабые стороны, лучше понимаешь логику, которую он пытается построить, что позволяет бить в самые уязвимые места его построений… Одним словом, статья большая, но прочесть стоит! Но не для того, чтобы согласиться с Солониным 🙂

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s