Две стороны гнева

Четверть века назад Рой Баумейстер провел и опубликовал результаты исследования гнева как со стороны того, кто спровоцировал гнев, так и продемонстрировавшего гнев.

Вроде бы все испытывают гнев время от времени: то на родню злимся, то на сотрудников, то на друзей-приятелей, то на любовников и супругов, то на детей, то на других водителей на дороге, то на политиков, то на еще кого… Нормальная реакция. В смысле, что часто встречается.
Однако гнев гневу рознь: одно дело спровоцированный кем-то гнев, другое дело выплескивание гнева на не нравящуюся ситуацию, обстоятельства, далеких и не подозревающих о нашем существовании политиков или знаменитостей.

Если Вася своими действиями или словами вызвал приступ гнева у Пети или Тани, то Вася знает и о своих поступках, и о последующей реакции, и вообще может порефлексировать на данную тему.

Но представить, что Вася только злит окружающих, но никто у него самого не вызывает гнев, сложно. Идеально-положительным, как князь Мышкин, в реальности человек быть не может. Потому, скорее всего, зливший Петю Вася сам будет разозлен Димой или Машей. И вот тут начинается самое интересное.

Профессор Баумейстер предложил студентам написать два эссе – о случае, когда они кого-то довели до приступа гнева, и о случае, когда их кто-то довел до выплескивания гнева. Написать подробно и ответить на вопросы психологических тестов. Половина подопытных начала со случая, когда они спровоцировали, половина – когда спровоцировали их. Потом каждая группа писала второе эссе.
Подчеркну: каждый участник написал и о том, как его спровоцировали “взорваться”, и как он сам спровоцировал кого-то. Одни и те же люди описывают две стороны одной ситуации!
Two sides of anger
На таблице из статьи я подчеркнул наиболее сильные различия между оценками “провоцировавшего” (“Perpetrators“) и гневающегося (“Victims“): зеленым цветом, если оценка гневающегося выше, красным – оценка спровоцировавшего.

Разумеется, половина спровоцировавших гнев полагают его чрезмерным, гипер-реакцией, тогда как гневавшиеся описывают ситуацию так, чтобы подчеркнуть оправданность гнева и не считают собственную реакцию чрезмерной. Заметно больше людей замечают предыдущие неприятности, когда их заставили гневаться, чем когда заставили они.

Спровоцировавшие вспышку гнева полагают, что есть обстоятельства, оправдывающие их или объясняющие их поведение, в том числе для половины – поведение самого разгневанного.

Те же, кто гневался, выделяют две стороны: бессмысленность, неразумность, нелогичность и непоследовательность провокатора, одновременно говорят о том, что вызвавшая гнев ситуация была последней в ряду предшествовавших пакостей и провокаций, измывательств и издевательств.

Почти 3/4 гневавшихся говорят о негативных последствиях инцидента, тогда как среди вызвавших гнев почти вдвое меньше соглашаются, остальные же (чуть больше половины) полагают, что всё закончилось хорошо.

Еще раз напомню: и вызвавшие гнев, и разгневанные – это одни и те же люди! В разных ситуациях, но одни и те же! То есть мы оцениваем гнев принципиально отличным образом, в зависимости от того, сами злимся или нас разозлили.

Естественно, удивляться тому, что мы умеем оправдывать себя в любой ситуации, – взорвались мы от гнева или помогли кому-то взорваться, – нечего. Однако вывод сделать следует: крайне важно помнить о том, что вторая сторона видит всё совершенно иначе! И если бы мы были на ее месте, скорее всего чувствовали, как наш оппонент в данную минуту, а не как мы сами сейчас.

Это невозможно, поскольку большую часть времени и особенно во время эмоциональных вспышек, в нашем сознании доминирует иррациональная часть (“слон“), тогда как медленная логичная часть (“наездник“)временно затихла, чтобы потом начать находить оправдания действиям быстрой и автоматической части. Невозможно, но если мы знаем и не стараемся забыть о полученном знании, то через какое-то время мы можем пересмотреть отношение к собственному поведению. И извиниться! И это изменит очень многое!

Через 15 лет другие исследователи воспроизвели эксперимент, но с разделением подопытных на две группы: те, кто вспоминали подобные эксперименты, с тем, с кем состояли в романтических отношениях, и те, кто вспоминали, с тем, с кем не состояли.
Как легко предположить, и жертва провокации, и сам провоцирующий воспринимают ситуацию как менее критическую с точки зрения долгосрочных негативных последствий или долгой подводящей истории, если речь идет о конфликте между любовниками.

В какой-то мере мы готовы больше прощать тем, кого любим, но с другой – мы и не хотим представать перед собственным мысленным взором, как люди, которые нетерпимы и не могут простить любимую/ого. Потому разделить наши заблуждения на собственный счет и действительное отношение по данному исследованию нельзя. Если бы можно было сравнить приступы гнева в на сегодняшний день разрушенных отношениях, которые оцениваются негативно, с теми, что оцениваются нейтрально и позитивно, хотя они уже закончились, с приступами гнева в положительных, нейтральных и негативных отношениях в настоящем. А еще лучше: те же самые ситуации попросить описать и оценить во время отношений и после окончания последних (оценивая в каждом случае – спокойным оно было или переполненным ненавистью).

Раз уж заговорили о гневе, стоит распрощаться с ошибочным представлением, что гневу надо дать выход: как показал Брэд Бушман, бить по боксерской груше, воображая, что это твой обидчик, помогает сохранить недовольство более интенсивным, чем вообще ничего не делать. Кстати, отвлекающие варианты физической активности – бег, велосипед и т.п., – тоже менее эффективны для снижения степени гнева, чем ничегонеделание.

Одним словом, гнев – великолепная иллюстрация того, насколько наши оценки происходящего диктуются необходимостью сохранить положительный образ себя, чувствовать себя хорошим при любых обстоятельствах.

This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s