Standing Ovation Problem

Слушаю неплохую аудиокнигу Джеффри Клюгера Simplexity: Why Simple Things Become Complex (and How Complex Things Can Be Made Simple). Simplexity – слово portmanteau, т.е. словослияние из английских слов “простота” и “сложность”. В книге приводится много интересных фактов, но есть и недостатки… Одним словом, рекомендовать не стану, хотя и не считаю время потерянным.

В одной из глав Клюгер упоминает исследование оваций после концертов, как пример простой вещи, в которой можно увидеть сложность. Американцы гораздо более благодарная публика, чем европейцы, потому в Америке (и Канаде) овации после концерта случаются заметно чаще. Исследователи пытались изучить механизмы возникновения.
Клюгеру нравится модель, рассматривающая влияние дружеских и родстенных групп в аудитории: если встает и аплодирует друг, то все остальные встанут с большей вероятностью, чем если рядом встал незнакомый человек. Также имеет значение, где именно в зале поднимаются первые люди: если они встают сзади, их никто не видит, они никому не загораживают вид, реакция заметно меньше, чем если встают люди в первых рядах – они более заметны, они больше мешают, потому те, кому они загораживают обзор сцены, тоже вынуждены вставать и т.д.

Найти подобные исследования не сложно: например, одна или другая. Что мне в них не нравится – они математические, т.е. рассматривающие людей, как пиксели на экране. В этом принципиальная ошибка. Если бы мы имели дело с безмозглыми пикселями на схеме, то после любого концерта можно было бы вызвать овацию. Только это не работает!

Я не знаю, как проходят рок-концерты, полагаю, что на фоне эмоционального выброса, заметить овацию там трудно. Другое дело – концерты классики. Поскольку только на них и хожу (опера – по сути один из вариантов), то буду говорить на их примере.

Итак, почему зрители или слушатели начинают аплодировать стоя? Очевидно, что от избытка переживаний, который они не могут выразить с помощью обычных аплодисментов: эмоций больше, их надо выразить каким-то иным образом, усилить их интенсивность, показать исполнителям, насколько они великлепны.

На мой взгляд модели, низводящие людей до уровня пикселей – путь в никуда, тот самый “сферический конь в вакууме” из анекдота, который не имеет отношения к реальности и который заводил экономистов в тупики в течение десятилетий! Человек – не рациональное создание, но эмоциональное и иррациональное в заметно большей степени.
Особенно в данном случае: с точки зрения рационального (и выдуманного) homo oeconomicus овация не имеет смысла – за билет деньги заплачены, концерт отыгран, аплодисменты стоя – напрасный расход энергии. Тем более, что большая часть североамериканских исполнителей “на бис” не играют, чем отличаются от музыкантов из Европы и Азии.

Овация, на мой ничем -помимо собственного опыта, – не подкрепленный взгляд, определяется концовкой программы – энергичной, заводящей, предпочтительно громкой. Мажор или минор – не имеет значения. Как и то, что играли до этого. Правда, слишком сложные, непонятные, эмоционально не вовлекающие произведения мешают, но если после нескольких таких произведений начать играть “по нарастающей” – всё более и более заводяще, энергично, готовя слушателей к мощному финалу, то первое отделение вообще выпадает из уравнения. Разумеется, если народ не начнет массово уходить из зала.

Заканчивая на успокаивающе-печальной ноте нельзя добиться овации даже от аудитории в значительной мере состоящей из друзей и родственников. По моим наблюдениям (понимаю, что это не научные данные, но выборка довольно велика 🙂).

Зато после овации можно сыграть “на бис” нечто успокаивающее и всё равно вызвать повторную овацию: видимо, люди реагируют как бы “по совокупности” – и за прошлое произведение, и за последнее, и в благодарность за бесплатный “бонус”.

Овация, точнее Standing Ovation Problem – отличная иллюстрация того, как приход физиков и математиков в психологию и социологию вместо изучения проблемы занимается подменой психологических и социальных реакций на математические модели, где человек превращается в точку на экране и весь посыл, весь смысл его действий исчезает напрочь 😦

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s