“Бал-маскарад”

В прошлую пятницу ходили на представление сочинения Верди “Торонтской городской оперой”. Особых ожиданий у нас не было. Так и вышло – уровень самодеятельности с легким флёром полу-профессионализма. Тем не менее хотелось бы поделиться впечатлениями.

Первый приятный сюрприз – костюмы от студии “Малабар” (на их сайте есть другая версия костюмов). Второй сюрприз – сюртитры, т.е. английский текст проецируемый над сценой. Третий – тенор Слава Серебряник (Рикардо, русские сайты предлагают Ричард, видимо, как английскую форму имени, но в программке было именно Рикардо) с красивым, выразительным голосом, без дикого акцента в итальянском. В его послужном списке пока только несколько выступлений в Одесском театре оперы и балета (из того, что заслуживает упоминания), но он явно по уровню годится для любой оперы в наших краях, за исключением Канадской оперы, где все же на ведущие партии приглашают солистов, работавших, как минимум, в Метрополитен-опера. Куда смотрят руководители Опера-Ателье или Торонтской оперетты, где нет приличных теноров, я не знаю. Видимо, не знают о данной самодеятельной труппе (хотя она спонсируется и грантами от мэрии Торонто, и помощью тех же спонсоров, что и Торонтская оперетта), т.к. у нее нет ни одного нормального ревью, вообще их словно не существует для местных критиков. Тем более, что у Серебряника богатый репертуар (см. по ссылке выше).
Четвертый сюрприз – сопрано Оливия Хан (в роли слуги/пажа Рикардо – Оскара) – потрясающий голос, замечательный потенциал развлить колоратуру и прекрасные актерские способности.

Всё. На этом сюрпризы закончились. Баритон Евгений Яблоновский был неплох, но не более того, да и раздражал меня его акцент в итальянском (сравнительно с Серебряником), но на фоне остальных исполнителей Яблоновский был вполне ничего. Сопрано Керри Паркс дико переигрывала, что влияло и на ее пение. Впрочем, если бы все были уровня Яблоновского и Паркс, было бы неплохо!
Увы, остальные исполнители и даже хор никуда не годились!
Сербский пианист Иван Йованович со своей задачей не справлялся, ко всему и ошибки были 😦 Главная же вина лежит на музыкальном руководителе оперы – Адольфо де Сантисе. Хотя не знаю в какой мере он делит вину с художественным руководителем Беатрис Карпино. Как бы то ни было, когда пели не упомянутые выше певцы, было откровенно ужасно.

Но в том-то и прелесть визитов в такие места – как поход на антикварный аукцион где-то в глуши, – что можно обнаружить совершенно неведомые никому сокровища, те самые жемчужины в навозной куче! И это будет первосортный жемчуг! Но не гарантировано 😦

Потому и ходить чревато, что можно не получить, ну, совсем никакого удовольствия. Хуже того – здорово испортить настроение. Если не научиться находить хоть что-то полезное в любом опыте 🙂

Поскольку о постановке ничего сказать нельзя, т.к. режиссуры и в помине не было, то обратимся к самой опере. Для желающих освежить память есть либретто на русском, но ключевые – по моему мнению, – пункты сюжета я упомяну ниже.
Изначально Верди писал об убийстве шведского короля Густава Третьего в 1792 году, но покушение на Наполеона Третьего в 1858 году заставили цензоров “перебдеть” и потребовать переноса действия и замены должности главного действующего лица на английского губернатора в Бостоне.

Губернатор Рикардо тайно любит жену своего лучшего друга и по совместительству секретаря, Ренато. Амелия, жена секретаря, тайно влюблена в губернатора. Но все порядочные люди – никто ничего не делает, никому ни о чьих чувствах не известно… Рикардо то-ли демонстрируя прогрессивность своих взглядов, то-ли добрый нрав, не желает верить наветам на местную гадалку. Более того решает прийти к ней инкогнито и разобраться сам. Гадалка предсказывает ему скорую смерть: мол, первый, кто пожмет ему, Рикардо, руку, и убьет его. Естественно, первым оказывается Ренато, что делает очевидным глупость всех предположений гадалки: лучший друг не может убить.
Но Рикардо случайно услышал, что Амелия любит его и собирается вечером отправиться собирать траву, необходимую для “отворотного” зелья – все же порядочные, никто и помыслить не может о сексе вне брака. Губернатор решает воспользоваться случаем, приходит туда же, раскрывает свои чувства, но идиллия обламывается приходом Ренато: на губернатора готовится покушение, заговорщики выследили Рикардо, ему грозит смерть. Губернатор меняется одеждой с секретарем, последнему надо отвести закутанную в плащ даму в город, не пытаясь узнать, кто она. Но тайное становится явным, секретарь обнаруживает, что его предали жена и лучший друг. Он решает отомстить и присоединяется к заговорщикам. Во время маскарада Ренато стреляет в Рикардо, но на смертном ложе последний прощает убийцу.

В этом изложении нет одного принципиального нюанса: обнаружив в плаще губернатора секретаря, а рядом с ним его, секретаря, жену, заговорщики начинают высмеивать Ренато. Именно страх стать посмешищем, не просто рогоносцем, но и обманутым другом, да еще и спасителем того, кто его предал, и заставляет Ренато решиться на участие в заговоре. Быть героем комедии много постыднее, чем трагедии.

Еще один момент, не укладывающийся в картинку – обвинения врагов губернатора, заговорщиков в том, что у одного отнял дом, у другого убил брата. И у нас нет ни малейших оснований полагать, что эти обвинения Рикардо лживые. То есть убить, отнять губернатор может, но не наставить рога подчиненому, воображающему себя другом, – не странно-ли? Тем более, что и в девятнадцатом, и в восемнадцатом веках “переспать” с начальником мужа было вполне обычным способом положительно повлиять на карьеру мужа, т.е. не считалось чем-то морально-недопустимым.

Потому после общения с Амелией у Рикардо не оставалось шансов: чтобы не числиться анекдотическим глупцом, которого обманывает жена у него же под носом, он должен был убить губернатора. Поскольку убийство только жены, выставляло бы его в позорном свете.

То есть вина в значительной мере лежит на Рикардо, но правда так сокрыта за образом благороднейшего, просвещенного человека, прощающего всех врагов, никому не причинявшего зла и т.п.

Возможно, внутренняя противоречивость сюжета связана с действиями цензуры. Шведский король Густав III был в определенной мере аналогом и “просвещенной” Екатерины Второй, и царя-освободителя Александра Второго: при нем были проведены реформы, улучшена жизнь шведов, основаны Королевская опера, Академия наук… Видимо, есть определенная ирония судьбы в том, что бал-маскарад, на котором произошло покушение короля проходил в здании основанной им оперы…

Убийцей короля был Якоб Юхан Анкарстрём. В постановках оперы иногда используют “шведский вариант”, где главного героя зовут не Рикардо, а Густав, убийцу же не Ренато, а граф Анкарстрём. Хотя реальный убийца графом не был, хотя и был дворянином. В шведской версии статьи про него, – в отличие от английской и русской, – упоминается, что первое обвинение, предъявленное ему в 1789 году, было – шпионаж в пользу России (в течение всего XVIII века между Швецией и Россией вспыхивали войны), но ничего уличающего не нашли, тогда попытались представить это как “хулу на короля”, опять же никаких улик, в итоге отпустили.

Еще одно отличие шведской версии: в течение трех дней перед казнью цареубийцу секли на трех площадях, но не плетьми, а прутьями, причем ненависть народа была так велика, что люди собирали деньги, чтобы палач бил сильнее. Экзекуция была дико жестокой. Потом казнь: усекновение правой руки, а затем и головы. Казни цареубийц со средних веков были чудовищными по степени причинения мук…
Тем не менее семья цареубийцы не пострадала – ни жена, ни дети (правда, сменили фамилию). Как и семьи других заговорщиков.

В опере Рикардо или шведский король Густав прощает убийцу, в реале раненный 16 марта Густав III скончался только 29 марта, т.е. почти через 2 недели, поскольку Анкарстрёма схватили на следующий день (он бросил пистолет в зале после убийства, пистолет отнесли к нескольким оружейникам, один из них узнал оружие, поскольку ремонтировал его прежде, и назвал владельца), у раненного короля было время проявить милосердие… Ан-нет, не проявил: и пытали убийцу, хотя он сразу сознался (чтобы узнать имена других заговорщиков, физические муки он выдержал, но когда начали грозить его детям, сломался), и к смерти присудили – даже слухов, что король хотел помиловать не было.
Впрочем, когда тебе в спину стреляют дробью и гнутыми гвоздями, а потом медленно умираешь от кровопотери и/или инфекции, трудно являть собой образец милосердия. Только на оперной сцене и прочих нравоучительных байках.

Зато на своей “смутной постели” король вроде бы вспомнил предсказание гадалки Шарлотты Роос, сделанное примерно за год до нападения. Не ясно, кто поведал о том, что в 1786 году король инкогнито посетил другого медиума – Ульрику Арвидссон, предсказавшую ему смерть от руки “человека с мечом” (такие визиты не особо освещаются и их содержанием не делятся со всеми вокруг, сам король на смертном одре вроде бы вспомнил только визит к Роос). Предание говорит, что якобы возвращаясь во дворец Густав встретил графа Риббинга, позднее ставшего одним из лидером заговорщиков. Лично мне кажется, что по дороге должны были встречаться и другие дворяне с оружием, да и стража у дворца должна была иметь – хотя бы офицеры! – оружие, кое можно идентифицировать как “меч”. Как бы то ни было, но скандальная слава гадалке помогла ненадолго: уже к 1800-ым годам она была в бедности…

Так что у режиссера-постановщика есть толком две возможности: или буквально следовать самым примитивным интерпретациям оперы, или показать Рикардо (не короля Густава!) негодяем редкой подлости, на самом деле соблазнившем Амелию, убившем брата Самуила и отнявшем замок Тома, а уже смертельно раненном поющем о прощении, но при этом показывающем знаками, что заговорщиков надо казнить. Такой радикальной интерпретации вроде бы никогда не было, но она ни в коей мере не противоречит психологической логике либретто (в отличие от пошлой благостной версии, которую только и представляют).
Но за столь радикальный пересмотр канонов критики заклюют! Так что вряд ли кто решится 😦

В качестве заключения: Торонтская городская опера, действительно, похожа на навозную кучу, в коей случайно были обнаружены две жемчужины. Ради Серебряника и Хан стоит пойти даже туда (в будущем сезоне), но в отсутствие упомянутых певцов, крайне не рекомендую.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s